Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Ищем потомков Субедея

Выбор редакции
25 декабря 2023
65


«Как причудливо тасуется колода! Кровь!» - это цитата, наверняка всеми узнанная, из «Мастера и Маргариты», хотя роман Булгакова не имеет никакого отношения к Субедею. И к Урянхаю. И к урянхайцам вообще. Но Воланд был совершенно прав, когда сказал: «Кровь – великое дело». Вот только отследить ее бывает нелегко. Субедей был урянхайцем – это неоспоримо. А кто такие урянхайцы?

Экспонат, которого нет, и не может быть на выставке на ВДНХ

Выставка на ВДНХ – великое дело. Но на ней нет действительно ценных предметов, которые можно испортить руками любопытных посетителей. И это – не только о золоте скифов. Но и о книгах. Книги есть в библиотеках, там их можно трогать (бережно!) и читать (внимательно!).

Говорят, что сейчас книги «вышли из моды» и все нужное есть в интернете. Так говорить неразумно. В интернете много ложной информации. Ее могут выкладывать все желающие в соответствии со своими представлениями о жизни. Вплоть до плоской земли.

Книги, особенно старые, проходят строгую редакцию. Конечно, порой тоже печатают разный вздор, но гораздо реже. И тут можно заранее сориентироваться, что нас ждет. Например, все знают имена сторонников «альтернативной истории». Научные же труды, труды серьезных научных коллективов поистине бесценны. Одним из таких трудов смело можно считать «Урянхайско-тувинскую энциклопедию» изданную ТРОО «Мир тувинцев». Общая редакция – С. Шойгу, ответственный редактор и руководитель проекта – К. Бичелдей. Научная редколлегия – сотрудники ТИГПИ. То есть, если читать сомнительной эту энциклопедию, тогда вообще никакую научную работу нельзя считать истинной.

Один, но серьезный, недостаток у издания все же есть – тираж. Тираж всего одна тысяча экземпляров. Этого едва хватает на все библиотеки Тувы. Но эту же энциклопедию дарят почетным гостям республики, например, губернаторам соседних регионов. Подарок – излишне ценный! Понятно же, что они вряд ли будут читать ее. Вряд ли мы будем внимательно читать энциклопедии (если они есть), допустим, курской или Новгородской областей. А «Урянхайско-тувинскую энциклопедию» надо бы иметь в каждом доме. Как, кстати, и «Урянхай. Тыва дептер».

«Урянхай. Тыва дептер» - тоже бесценное издание, но его интереснее просто читать – что-то уточнять, наводить справки не получится, из-за отсутствия справочного аппарата. А в «Урянхайско-тувинской энциклопедии» все сведения систематизированы, есть и дополнительные указатели. И понятно, когда увидела странный, на первый взгляд, материал об урянхайцах, первое, что сделала, это стала сверяться с «Урянхайско-тувинской энциклопедией». Субедей – наш, и его точно отдавать никому не будем.

Якутский фольклор

Статья Василия Ушницкого называется «О термине «Ураангхай» в якутском фольклоре. Опубликована тоже в очень авторитетном издании – в сборнике «Азиатские исследования: история и современность», первый выпуск. Журнал издает наш ТИГПИ.

Знатокам якутского фольклора, наверное, многое известно из того, о чем пишет Ушницкий. Но у нас не слишком много таких знатоков. В общем, по данным якутского эпоса старинным названием народа саха было слово ураанхай. Он являлся заменой слову «человек».

В героическом эпосе богатыри племени Айыы называют себя «саха-ураанхай» или «борон-ураанхай» (серые уранхайцы). «Под именем уранкай известны таежные племена Южной Сибири». Да, Рашид-ад-Дин писал, что у монголов наименование урянха считается общим для народов, населяющих таежные районы, но причем здесь якуты?

Г. Ксенофонтов полагает, что якутские уранхаи принадлежали к тунгусским племенам Маньчжурии, но еще в древности утратили свои этнические признаки и усвоили целиком тюркский язык и культуру. Больше того, он предполагал, что этноним уранкай вошел в язык саха в ходе ассимиляции с тунгусами или эвенками. В статье приводятся мнения многих исследователей о том, что уранкай самоназвание и древних эвенков. В общем, разные северные народы так себя называли.

Впрочем… Это ведь сейчас они северные. А туда они ведь шли с юга. Может быть с берегов Байкала. А может жили и еще южнее. В общем, да – наши бывшие соседи и где-то родственники. Автор вспоминает эпизод из «Сокровенного сказания монголов» о встрече предка монголов с урянхайцем, который угощает его мясом оленя. «В другом эпизоде, Бодончар - основатель клана борджигин, угощается кумысом у людей из аймака урянхайцев».

Тут, главное, еще надо обратить внимание на то, что урянхайцы – точно не монголы. Да и не саха! «Согласно якутским легендам, предки саха сначала жили в стране Ураанхай, потом проживали по реке Ангаре и Байкалу. По некоторым данным, предки саха воевали с народом ураанхай и, проиграв войну, были вынуждены оставить свою страну». Это потом они породнились.

По Рашид-ад-Дину в XIII в. на территории современной Тувы жили ойн-урянхи - таежное племя, занимавшееся охотой. Ойн-урянхи - «лесные урянхайцы» отождествляются с носителями этнонимов туха, туфа, туба в «Сокровенном сказании монголов» в XIII веке.

И Ушницкий приходит к выводу, что лесные урянхайцы, безусловно, предки тувинского народа. Они были отдельным народом от туматов, которые жили в таежной местности, в XII в. занятой племенем ойратов, вытеснивших туматов в Тункинскую долину.

В общем, опять же по фольклору (а других источников нет) «многолюдный народ ураанхай пришел на р. Лену с юга и оттеснил тунгусов в тайгу, а юкагиров в тундру. После них, спасаясь от войн кыргысов-татар, пришел Омогой, его люди женились на дочерях урангхайцев и стали прародителями народа «саха-ураангхай».

Но он также считает, что «этноним уранкай в основном был распространен среди забайкальских эвенков. Возможно, что этноним ураангхай связан с носителями тунгусо-маньчжурских или монгольских языков, которые начали мигрировать в X в. с Восточного Забайкалья».

Ну вот, мы опять далеко ушли от Тувы. А может, для древних, это было не очень далеко?

Сверяемся с энциклопедией

Но сначала, ради интереса, смотрим не «Урянхайско-тувинскую энциклопедию», а википедию. В статье википедии все начинается с Монголии, и ею ограничивается. Хотя в списке литературы есть и наши авторы, но в самой статье их, собственно и не видно. Поневоле возникает вопрос, а слышали ли авторы статьи об Урянхайском крае?

В энциклопедии – проще и точнее. «Этноним урянхай/ураанхай/урянх является собирательным наименованием крупных племенных объединений ойн урянхайцы, танну урянхайцы, алтай. Выделяют ряд родов с приставкой «урянхай в своем наименовании: мончак урянхайцы, уйгур-урянхайцы, хубсугул-урянхайцы, хотогойт-урянхайцы <…> и др. Этноним урянхай/ураанхай/урянх употребляется как самоназвание ойн-урянхайцев и танну урянхайцев во всех исторических документах и официальной переписке под обобщенным наименованием У. в отношении предков современных тувинцев наряду с их самоназванием тыва/тыва кижи. Т.о., в отношении только тувинцев этноним урянхай/ураанхай/урянх использовался и как самоназвание, и как официальное наименование целого племени/народа, начиная с древних времен вплоть до 1921 года включительно. Поэтому определение урянхай-тыва точнее передает историческое единство этнонимов урянхай и тыва как обобщенный этноним, отражающий так же и прошлую историю современных тувинцев».

Субедей не обманет!

Ну вот, вроде разобрались со всем, хотя можно было бы просто «спросить» у главного защитника – Субедея. Кто-бы что ни говорил, а он – самый известный урянх. А может быть и единственный, которого знает большинство людей, проживающих от Монголии до Киева, и дальше – до Адриатики. Батый (Бату) был, так сказать, администратором, а воинские победы – это Субедей.

Субедей – один из четырех «псов Чингисхана». Они «питаются росою, а ездят верхом на ветрах». Джэлмэ и Субедей, Джэбе и Хубидай. Джэлмэ и Субедей - сыновья урянхайского кузнеца Джарчиутая. Джэлмэ известен главном образом тем, что спас жизнь Чингисхану, тогда еще малоизвестному Темучину. «Им молвишь: "Вперед, на врага!" / И кремень они сокрушат. / Назад ли прикажешь подать - / Хоть скалы раздвинут они, / Бел-камень с налету пробьют, / Трясины и топи пройдут».

Но вот что интересно. В «Сокровенном сказании» упоминается много имен. И для большинства прописаны их биографии именно как монгольских князей-богатырей-военачальников. А вот Субедея они спокойно «отдали» тувинцам.

Совершенно спокойно, без споров, признают это. На любой научной конференции никто не возражает, все согласны с тем, что Субедей был урянхом – тувинцем. Его сыновья и внуки уже считаются вполне монголами – по гражданству. Но этнос и гражданство – это все-таки разные понятия.

За что Чингисхан так ценил своих урянхайцев? В первую очередь, конечно, за мужество и доблесть. А может, в первую очередь как раз за верность, за то, что мог всецело положиться на них. В любом случае, и то и другое бесценно для воина. Такими были все урянхайцы в армии «Потрясателя Вселенной».

Впрочем, более подробно, конечно, можно прочитать в «Урянхайско-тувинской энциклопедии».

Ирина КАЧАН