Из бесед и интервью с разными людьми, имеющими отношение к воспитанию детей и подростков, стал ясным основной принцип, а может, и цель всего процесса – создать чувство сопричастности. Ярче всего необходимость этого выразила заместитель министра образования Ирина Сарагашева.
Наверное, не все это знают, но каждая школа может и должна иметь свое лицо. Образовательные стандарты, конечно, никто не отменял, а вот дополнительное образование – на свое усмотрение. Можно проводить занятия по балету и краеведению, кинематографу и художественной штопке.
Школа играет очень серьезную роль в воспитании. По сути – на втором месте после семьи. К тому же, школа и центр притяжения села, и источник его развития. Как считает Ирина Васильевна, директор должен встречаться с главой администрации поселения, вместе выстраивать учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие села.
Не хватает врачей, ветеринаров, бухгалтеров? Глава администрации это знает. Он знает, например, что некоторые специалисты могут скоро уйти на пенсию. И придется на их место назначать практически случайных людей. А можно, выстраивая план вместе с директором, организовать работу в школе так, чтобы некоторые ребята захотели пойти учиться на врача или бухгалтера (это не сложно), а потом вернулись бы в село специалистами.
Такая работа будет разной в разных школах, учитывая специфику кожууна или сумона. И у каждой школы, разумеется, появится свое лицо, свои приемы и методы работы.
Нет ничего важнее
В каждой школе – будущее села. И это тоже должно стать главной заботой главы администрации, если он действительно заинтересован в развитии.
Начнем прямо с подъема флага, с исполнения гимна в начале учебного дня. Если глава администрации будет в это время вместе с детьми, в первую очередь повысится уважение к нему. Ну, и обязательно это будет иметь влияние на воспитание патриотов села. Глава может участвовать в уроках «Разговор о важном» - своего рода прежние тематические классные часы.
Кто-то скажет, что у главы администрации и без того много дел. Но что-же может быть важнее работы на развитие села, работы на будущее села. Да ничего! Если всячески показывать, что есть другие дела, более важные, то ребята отлично поймут – им здесь не рады, их здесь не ждут. И вернуть уже после обучения молодого специалиста в село будет невозможно.
По официальным данным, в школах Тувы не хватает около двухсот учителей. По неофициальным – еще больше. ТувГУ каждый год выпускает достаточно много учителей. За несколько лет можно было бы заполнить вакансии. Но этого не происходит. И потому, что администрации населенных пунктов ни разу не дали понять детям, что здесь им будут рады, что их здесь ждут.
Можно перенести любую встречу, например, со строителями. Они поймут, что дети – это важно. А вот дети еще не поймут. То есть, они поймут, что их не считают достойным внимания. А им как раз нужна сопричастность – чувство того, что они – часть села, и очень важная часть села, раз глава администрации оставляет свои дела ради них.
Березовые почки
Ребенку нужна и другая сопричастность – единение с природой. Как говорит Ирина Сарагашева, сейчас во многих школах есть интерактивные доски. В сельских школах, при перечислении необходимого оборудования, обязательно назовут такую доску. Неважно, нужна ли она на самом деле, просто они – уже неотъемлемая часть учебного процесса.
Она рассказала случай из жизни. В одном поселке дети наблюдали, как на экране распускается березовая почка. Зрелище, безусловно, завораживающее. Но фишка в другом: за окнами была весна. И рядом со школой росли березы. Но вот показать красоту природы, красоту окружающего мира учитель не догадался.
Конечно, интерактивные доски доже нужны. Допустим, учитель на уроке показывает улитку. Большую, из школьного зооуголка (если есть) или маленькую, какие водятся на Торе-Холе. Вот, он показывает улитку, предлагает полюбоваться ею, говорит откуда она. Теперь переходим к внутреннему строению. А для этого мы не будем резать улитку, мы отпустим ее на волю, а внутренне строение можно как раз показать на экране.
Это был бы оптимальный вариант. Потому что изображение в компьютере может показать лишь единение с новыми технологиями, а это и так происходит, учитывая смартфоны, которые есть у каждого школьника. А наблюдение за живой природой – это единение со всем миром.
Опять же, показ строения улитки на экране, чтобы ни одно живое существо не пострадало в процессе его изучения – это уже будет экологическое воспитание, и патриотическое тоже – мы же отпустили нашу улитку, чтобы она продолжала украшать собой родной край.
Театр и бабушка со сказками
Заместители директора по воспитательной работе есть в каждой школе – их никто не отменял. Больше того, с 2023 года в школах появятся и советники по воспитательной работе. В сельских школах – по одному, в больших, городских, по два или три. И это не будет перебором. Заместитель по воспитательной работе решает стратегические задачи, советник – тактические.
Десять часов внеурочной деятельности дают большой простор фантазии учителей. Один час – «Разговор о важном», остальные часы отдают Юнармии, спорту, музыке. К 2024 году в каждой школе должен быть театральный кружок и спортивная секция.
Хотя здесь тоже есть засада – в каждом ли селе найдется артист или режиссер, способный вести театральный кружок? Со спортсменами проще, они действительно есть практически в каждом селе.
У сельских и городских школ тут явно разные возможности. Но, как говорит Ирина Васильевна, надо уметь использовать всю инфраструктуру села. Сейчас важным считается социальное партнерство. То есть, и село для школы, и школа для села. В некоторых поселках интернет есть только в школах. Почему бы его не сделать доступным для всех жителей? Заодно можно расшить библиотеку и тоже сделать ее доступной для всех.
Театральный кружок – это отлично. А вот если представить себе, что глава администрации привел в школу бабушку, которая бы рассказывала народные сказки на тувинском языке, да еще бы сам сидел с ребятами и слушал ее – это было бы еще интереснее.
Организация
Пионерская организация давно перестала быть обязательной. А что вместо нее? Так уж получилось, что детям и особенно подросткам важно быть членом социальной группы. Хорошо, если есть, допустим дружный коллектив в школе. Но это не всегда и везде получается. Разного рода татуировки – это ведь тоже часто бывает маркером причастности к какому-то коллективу. Хоть к коллективу фанатов какого-нибудь рэпера. Ну, это не самый положительный пример.
Или, допустим, паренек надевает кирзовые сапоги как у табунщика, и он уже тоже почти табунщик. Чувство сопричастности к чему-то интересному именно ему – это очень важно.
Когда класс делится на группы – это считается не очень хорошим. Педагог потратит немало сил, чтобы сплотить всех ребят. Но они, зачастую, опять будут разбиваться на группы по интересам.
Сейчас есть Юнармия, разные кадетские классы, спортивные секции, творческие кружки. Но детям все равно чего-то не хватает. Не всем, конечно. Часто кружки работают от случая к случаю. Музейной работой занимается в основном педагог, а участие детей чисто номинально. Многое зависит от человека. Кто-то может заинтересовать детей краеведческой работой. Но если он уедет, заменить будет не кем.
Салимаа Ховалыг, проректор ТувГУ по воспитательной работе, говорила, что детям любая организация нужна пусть она будет небольшой, но работающей постоянно. Именно она дает чувство причастности, причастности патриотической и духовной, нравственной. Причастности к чему-то важному.
Не случайно и Буян Сонам руководитель регионального отделения «Молодежки ОНФ» говорил о том, что они создают своего рода семью для участников движения. Помощь пожилым людям, это и чувство семьи, и причастность к истории родины.
Самый интересный пример привел директор театра кукол Саян Монгуш. Он рассказывал, как его знакомый проводил обряд сан-салыр с сыном. Они вместе складывали сан, отец говорил, что эти знания он получил от своего отца, тот от своего, а вот теперь он передает сыну. Это было реальное чувство сопричастности к истории своего рода, к истории Тувы. Конечно, такой пример работает только в семье.
Впрочем, наверное, не только в семье. Если руководитель краеведческого кружка то же самое проведет со своими воспитанниками, наверное, результат будет схожим. Но это не получится так же душевно, как в семье. От семьи зависит очень многое. Но и общественность ведь не должна стоять в стороне. Тема воспитания – очень обширна. И мы ее будем продолжать.
Ирина КАЧАН
"Тувинская правда" № 77 от 12 октября 2022 года.