В газете «Тувинская правда» в последние годы стали появляться статьи, посвященные одному из первых руководителей ТНР Маады Лопсан-Осуру Далайовичу. Например, статья Татьяны Кызыл-оол от 11 августа 2021 года «Отзовитесь, потомки», Татьяны Верещагиной от 26 марта 2022 года «Удивительный Лопсан-Осур» и другие. Еще раньше о нём много писал известный публицист, учёный-экономист Тинмей Дозур-оол. Я же хочу поделиться воспоминаниями о нём современников. Последние годы жизни Маады Лопсан-Осур провёл в ссылке в Чаа-Хольском кожууне.
В 1923 году на втором съезде революционной партии ТНР Маады Лопсан-Осура оклеветали, сняли с должности первого секретаря революционной партии и с поста председателя Правительства ТНР. Его обвинили в том, что он, как бывший лама и чиновник, сопротивляется реформам, призывает сохранять традиции, обычаи и религию, призывает к постепенному переходу к новой жизни, обучая народ без жёстких мер.
Лопсан Осур тесно общался с Сафьяновым, Мозгалевским, Янчевицким, Медведевым. Читал классиков русской литературы. Учил сына Шыван-кока в открывшейся русской школе в 1908 году в городе Туране. Сам свободно владел русским, монгольским, тибетским языками. В своё время учился в тибетском монастыре, имел учёную степень. Постигал природу, открывал и изучал подземные источники. В местечке Хаак-Адаа (ныне село Ленинка Пий-Хемского кожууна) открыл для руководителей первичную школу, обучая социально-политическим знаниям.
После того, как его сняли с работы, Лопсан Осур жил в местечке Кошпей. Затем его с семьей в сопровождении двоих конвоиров выслали в глухую Урбунскую тайгу. В верховьях таёжной реки Чинге-Хем, в местечке Ак-Дон он выкопал источник. Сочувствующие ему араты во главе с председателем арбана Тюлюшем Кара-оолом, Кыргысом Балчир-оолом (отец композитора Солаана Базыр-оола) тайно построили ему времянку. Сестра Солаана Базыр-оола - Долгар в 1994 году вспоминала, что жена Лопсана-Осура умерла от воспаления легких. Он остался с сыном.
Через какое-то время, по просьбе Лопсан-Осура председатель арбана Тюлюш Кара-оол перевёз его ближе к Куйлуг-Хему, туда, где пещера Ак-Хая на правом берегу Улуг-Хема. Кызыл-уруг (Валентина, жена Чадамба, вспоминала, что в двенадцатилетнем возрасте помогала доить корову уважаемому ламе Башкы Лопсан-Осуру.
В 1938 году в Урбун-Кашпале были репрессированы и сосланы на север 23 человека. Живым вернулся лишь одинии- Донгак Баян-оол. С его слов, в 1934 году Лопсан-Осур был еще жив.
Известный писатель Тувы Октябрь Тун-оол вырос близ пещеры Ак-Хая. Он помнит, как его бабушка, совершая утренний обряд с молочным чаем, кланялась в сторону Ак-Хая. Шестилетним мальчиком он увязался со старшими ребятами в пещеру Ак-Хая, где Лопсан-Осур ушел в мир иной во время медитации, примерно в 1934-35 гг. Мальчик видел усопшего человека, сидящего, скрестив ноги. В те же годы был слух, что русская учительница со старшеклассниками тоже были в той пещере и видели усопшего. В конце 60-х гг. Октябрь Тун-оол, будучи в родных краях, побывал в пещере Ак-Хая, но там никого уже не было.
Лопсан-Осур вместе с товарищами-единомышленниками добивались, чтобы Тува была самостоятельной республикой. В августе 1921 года в Суг-Бажы состоялось Всетувинское Учредительное собрание, где были заложены основы Тувинской Народной Республики. Маады Лопсан-Осур в трудный период с 1921по 1923 гг. возглавил становление нового государства.
Имя Лопсан-Осура вошло в книгу «История Тувы», II том, а также «Заслуженные люди Тувы XX века». Люди, вошедшие в книгу, приравниваются к героям, достойным высшей государственной награды Ордену Республики. Маады Лопсан-Осур - историческая личность, заслуживший уважение своего народа.
Я поддерживаю авторов публикаций о Маады Лопсан-Осуре и считаю, что он заслуживает того, чтобы ему установили памятник если не в г. Кызыле, то в г. Туране, где работал, обязательно.
Дегут ДЕМЧИК,
Член Союза журналистов РФ.
"Тувинская правда" № 91 от 30 ноября 2022 года