Тувинская правда 12+

Игра в классики по правилам театра

16 июня 2024
78

Точнее, это была игра с классиками. Самое обычное мероприятия – чествование юбиляров – Светлана Мунзук, архивариус театра, превратила в увлекательную игру, полную глубокого смысла. В год юбилея вхождения Тувы в состав России, она погрузила всех в историю. В историю театра, историю Тувы, историю России.

Маленькая поправка

Не просто погрузила, а затопила историей. Выбраться оттуда потом было непросто. Да, у Светланы Максимовны есть настоящий талант раскрывать скрытые смыслы и видеть в малом великое.

Разминка. О вреде курения

Как говорится – «ничто не предвещало». Началось просто и забавно, как раз в духе обещанной тусовки. Все дружно взялись за руки и отправились на «виртуальную экскурсию». На сцене появился «первый экспонат» - жутковатая маска «из Овюра, второй век до н.э.». Не спрашивайте, не знаю откуда взялся этот второй век. «Маска» играла на игиле и исполняла хоомей. Было предложено угадать, кто под маской.

Конечно, угадать было трудно. Перебрали, наверное, с десяток музыкантов, пока не прозвучал правильный ответ - Айбек Ондар. Он же был и первым юбиляром – сорок лет, как-никак. И ему же выпало первому выступать. Курение – это вредная привычка, но он от нее недавно избавился и рассказал, как это произошло. Курить начал прямо-таки с раннего детства. Сколько себя помнит – столько и курит. Бабушка «провокатор» как-то на чабанской стоянке сказала, что ей уже 60 лет, из них курит сорок, и – ничего страшного не произошло. Она же показала, как делать самокрутки. Точнее – «козьи ножки». Дед был против. Отец вообще рассердился. Но он и с отцом спорил: «Это твоя мать меня научила, не делай мне замечания!». Впрочем, отец-табунщик тоже курил. Так они и курили вместе. Но вот прошло 30 лет, ему все давно предлагали бросить. А Айбек Ондар в шутку отвечал: «Лучше я с женой разведусь, чем брошу курить». Хотя, конечно, знал о вреде курения. Но вот стал преподавателем. И на работе ему говорят: «Какой вы пример ученикам подаете?». Вот тут и осознал окончательно – дети ведь часто подражают учителям! Зачем же он будет учить их плохому? В общем – бросил сразу.

Самый большой юбилей

Это мероприятие проходило 6 июня – в Пушкинский день России. И ведь Александр Сергеевич нынче тоже юбиляр – 225 лет со дня рождения. Светлана Мунзук перечисляет романсы на стихи Пушкина. Кто написал? Первым вскочил со своего места Таймир Ховалыг: «Глинка!». Ну конечно, он ведь окончил Кызылский колледж искусств по специальности «Вокальное искусство»! Сейчас работает в театре.

Но тут мы снова возвращается к Пушкину: «Язык неистощим в соединении слов», - говорил он о богатстве русского языка. Впрочем, это же было и погружением в историю Тувы. Первые переводы Пушкина на тувинский язык появились в 1937 году, в трагическую годовщину его гибели.

В тот же год в театре, вместе с клубом совграждан, подготовили концерт, на котором и прозвучали эти первые переводы. И переводчики имели прямое отношение к театру. В книге «Любовь Гармония Музыка» (об истории филармонии им. В. Халилова, составитель Светлана Сурун, директор Тувгосфилармонии с 2001 по 2008 годы) говорится, что театр – колыбель профессионального искусства Тувы. Театр и музыка, танцевальное искусство и цирк. Представители первого поколения артистов театра – они же классики литературы и

музыки. Стали перечислять все – голова закружилась! Тут и Сарыг-оол, и Чыргал-оол, и, разумеется, Кок-оол и многие другие.

Ренессанс

Это действительно можно сравнить с эпохой ренессанса. Приезжали русские специалисты и наши классики за предельно сжатые сроки осваивали русский язык (чтобы получать знания) и получали определенное профессиональное образование. За два-три месяца обучались тому, на что сейчас уходит несколько лет. Они сами переводили пьесы (а потом и сами писали!) сочиняли музыку, играли в спектаклях. Как им это удавалось? Нам сейчас даже трудно представить объем той работы, которую надо было сделать. И очень быстро сделать!

Ну да, тут впору сесть и загрустить – так много работы. А что делали классики? А они пели! Причем, пели уже русские песни. Например «Марш веселых ребят». Эта песня тоже, кстати, юбиляр – 1934 год. 90 лет – солидный срок бытования любимой песни. Как юбиляр и «Едут новоселы» - 1954 год. Ну вот Светлана Монгуш и предложила спеть песни тех лет.

Вот что интересно, если «Едут новоселы» (которую пели поднимая в Туве целину, десять лет спустя после вхождения в состав России) сейчас молодые люди исполняли, читая слова по бумаге, то для «Марша веселых ребят» подсказка не требовалась.

Ну, почти не требовалась. Все бойко пели о том, что

«Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет!»

Но «заспотыкались» к концу. А там ведь слова, которые стали особенно важными уже к началу сороковых. Да они всегда важные:

«И если враг нашу радость живую

Отнять захочет в упорном бою,

Тогда мы песню споем боевую

И встанем грудью за Родину свою».

Да, тогда писали песни, которые любимы многие десятилетия. Впрочем, нынешние песни не будем хаять. Как сказала Светлана Мунзук – просто время другое.

Сложный вопрос

Потом стали поздравлять Менги Ондар. А ее-то с чем? Молодая девушка не похожа на юбиляра. Но ее поздравили с наградой: заместитель директора Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел им. Конгар-оола Ондара Менги Ондар стала лауреатом премии Президента Российской Федерации Владимира Путина для молодых деятелей культуры.

Кстати, она предложила подумать над сложным, но очень интересным вопросом – как определить разницу между носителем и исполнителем фольклора. Допустим, Андрей Монгуш носитель традиционной культуры. Но будет ли он носителем при исполнении фольклора? Если кто-то исполнят фольклорные произведения по книге, то он – исполнитель. А если услышал от старика-сказителя? Наверное, тоже исполнитель? Или нет? А если будет добавлять что-то «от себя», он этим нарушит традиции, или, наоборот, в этом и есть выражение фольклорного творчества? В общем, решением таких задач они сейчас и занимаются в Центре развития тувинской традиционной культуры.

Простые вопросы

Простые вопросы были в блиц-викторинах. Надо было, например, перечислить театральные термины. А их много! И когда уже все выдыхаются, встает Уран-оол Стал-оол и задумчиво говорит: «Вот, этого человека никто особенно не любит, но назвать надо – помреж», и все быстро начинают вспоминать другие термины. А еще перечисляли спектакли из репертуара тувинского театра. А потом – семьи, члены которых работали в театре. Вот тут можно только удивиться памяти акторов. Они вспомнили даже семьи из русской труппы, которой давно нет – Кузиных, Бершанских, Черниковых...

Во все поиграли, получили свои небольшие награды и приступили, собственно, к поздравлению юбиляров. Ради которых и собрались. Поздравили с юбилеем почетных ветеранов Тувинского театра – Заслуженных работников культуры Тувы Людмилу Волошину и Людмилу Кара-оол. И своего юриста – Алдынай Сат. Людмила Волошина - заведующая гримерно-постижерным цехом, Людмила Кара-оол - заведующая костюмерным цехом. Две Людмилы, без которых трудно представить тувинский театр. Официальное поздравление было от председателя регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Уран-оола Стал-оола. Только оно было не совсем официальным – очень теплым и искренним. Актеры могут сыграть что угодно, но, чтобы публика им поверила, они должны быть похожими на своих героев: костюмы, усы или борода… А это уж дело двух Людмил. Все актеры постарались выразить свою признательность этим женщинам.

Кстати, угощение на этом празднике тоже было в «историческом» стиле – «русская кухня». Ничего особенного, но именно то, что было на столах еще первых русских поселенцев: картошка, соленые огурцы, селедочка… Чего уж там – столько лет вместе: 110 лет со дня объявления протектората и 80 лет вместе в одной стране.

Ирина Качан.

Фото автора.

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»