Уважаемые читатели! Мы продолжаем публикацию полевых дневников известной тувинской исследовательницы, доктора исторических наук, Заслуженного деятеля науки РТ Марины Васильевны Монгуш. На этот раз вашему вниманию предлагаются интересные выдержки из «Японского дневника», который М.В. Монгуш вела в разные годы (2007, 2009-2010, 2011), находясь в стране в качестве приглашенного иностранного профессора.
Глубоко запали мне в душу краткосрочные полевые исследования, которые я вела на Окинаве - самой южной префектуре Японии, включающей более ста островов, протянувшихся от южной оконечности острова Кюсю до северной оконечности Тайваня. Японские коллеги посоветовали своими глазами увидеть окинавцев, познакомится с их бытом и образом жизни. Для профессионального этнографа эта редкая удача, пропустить которую я не имела права.
Что известно об Окинаве?
До этой поездки мои познания об Окинаве исчерпывались несколькими общеизвестными фактами. Например, я знала, что Окинава вошла в состав японского государства в 1879 г, а до этого в течение нескольких веков имела свою государственность – Королевство Рюкю. Население Окинавы имеет общие корни в антропологическом, культурном и языковом отношениях с остальной Японией, однако из-за природных, исторических и культурных отличий занимает особое место среди других регионов Японии. Окинавцы, т.е. рюкюсцы в настоящее время являются этнической группой, имеющей свою историю, язык, материальную и духовную культуру. В 1945 году Окинава была захвачена американскими войсками, которые создали там свою военную базу. Она являлась ключевым стратегическим объектом и контролировала все подходы к Стране восходящего солнца. После войны остров находился в ведении американской администрации до 1972 года. С 1972 года на Окинаве располагаются американские войска; их присутствие то и дело вызывает протесты среди жителей Японии.
Знала я также, что Окинава считается родиной боевого искусства окинава-тэ, послужившего началом большинства стилей каратэ. Здесь родились и получили мировую известность такие мастера боевых искусств, как Мияги Тедзюн, Мацумура Сокон, Фунакоси Гитин и другие. Другой особенностью Окинавы является то, что здесь живет самое большое число долгожителей в мире. Средняя продолжительность жизни у мужчин — 88 лет, для женщин — 92. Последний факт особенно интересовал меня и я, приехав на Окинаву, первым делом решила узнать секрет этого феномена.
Медитативные рюкюсцы
Начнем с того, что по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), средняя продолжительность жизни в Японии составляет 82 года, а на островах Окинава - на 10-15 лет выше, чем по всей Японии. Этот показатель остается стабильным вот уже на протяжении почти четырех десятков лет. По данным министерства внутренних дел Японии, всего в стране число людей, отметивших 100-летний юбилей, достигло на сегодняшний день самого высокого уровня — свыше 36 тысяч человек. При этом подавляющее большинство из них являются жителями Окинавы.
От японского врача, по счастливому стечению обстоятельств оказавшимся моим попутчиком, узнала, что окинавцы редко болеют, они не подвержены сердечным, сосудистым и онкологическим заболеваниям. Оказавшись непосредственно на месте, я действительно увидела полных энергии прадедушек и прабабушек, самозабвенно ухаживающих за собственными садами. По выходным и праздникам они встречаются с правнуками, которые, по нашим российским меркам, входят в категорию взрослых людей. Например, 42-летний Исида-сан, профессор окинавского университета, рассказывал, что он ежегодно отдыхает на горячих источниках со своими родителями, которым 65 и 68 лет, и с бабушкой и дедушкой, которым 87 и 92 года. Иногда компанию им составляет 18-летний сын-студент Исиды-сан. Таким образом, представители четырех поколений наслаждаются совместным времяпровождением. И это является вполне обычным явлением в этих краях.
Окинавцы в основной массе стройные, поджарые, энергичные и подвижные. Впрочем, это характерно для всей Японии. Людей с избыточным весом почти не встретишь. По нашим понятиям, в меру упитанный россиянин сойдет здесь за толстяка. По цвету кожи окинавцы более смуглые, а по характеру более открытые, общительные, спокойные и неторопливые. Они живут не спеша, наслаждаясь каждым мгновением жизни. На Востоке таких называют «медитативными людьми».
Секреты долголетия
Существует научное обоснование феномена долголетия окинавцев. Исследования японских ученых показали, что одной из причин завидного долголетия островитян является качество питьевой воды. Например, жители города Наха (население свыше 314 тысяч), столицы Окинавы, употребляют воду с самым высоким содержанием кальция и магния не только в Японии, но и в мире. Этот факт настолько вдохновил меня, что я в принудительном порядке пила воду из-под крана в гостиничном номере.
Местный таксист-рюкюсец, возивший меня по Окинаве, объяснил, что в этой части Японии произрастает огромное количество самых разных кораллов (свыше 2 тысяч видов). Есть среди них особый вид белого коралла, который состоит из кальция, магния, калия, натрия и других жизненно важных микроэлементов. Он считается самым полезным для здоровья человека. А поскольку острова находятся на коралловых атоллах, питьевая вода из островных вод фильтруется кораллами и насыщается ионами кальция, магния и других элементов. Употребляя такую воду, окинавцы достигают весьма преклонного возраста. У них есть изречение: «В семьдесят вы еще дитя, в восемьдесят - просто юноша, а в девяносто, когда предки приглашают вас на небо, попросите их подождать, пока вам не исполнится сто... тогда вы, возможно, подумаете об этом».
Как питаешься, так и живешь
Сами окинавцы уверены, что секрет их долголетия кроется в национальной кухне. Недаром вместо дежурного вопроса «как дела?», они спрашивают «хорошо ли ты питаешься?» А «хорошо поесть» в их понимании означает «съесть тот традиционный набор продуктов, который максимально полезен для здоровья», речь в данном случае не идет о каких-то редких деликатесах и заморских вкусностях. Этот принцип зародился в глубокой древности, когда уровень медицины был настолько низок, что только потребляемая пища могла помочь предотвратить болезни и вернуть жизненную силу. Отсюда берет начало другое широко распространенное понятие «еда как лекарство».
Правильное питание – основа долголетия
В традиционной кухне Окинавы смешались традиции Китая, под протекторатом которого на протяжении нескольких веков находилось королевство Рюкю, и Японии, которая оккупировала острова в 1609 году. Свою лепту в становление местной кулинарной традиции внесли также расположенные по близости острова Юго-Восточной Азии. Меню окинавцев таким образом получился невероятно богатым и разнообразным; они употребляют в пищу более двухсот различных продуктов. Основу их питания составляют овощи и фрукты.
Одним из популярных продуктов питания является тофу – соевый творог, незаменимый источник растительного белка. Окинавцы занимают первое место в Японии по его потреблению. Если японский тофу процеживают после кипячения, из окинавского тофу сначала удаляют излишнюю жидкость, а затем кипятят. Таким образом, он получается более твердым, дольше хранится и используется для приготовления самых различных блюд. Он также подается как самостоятельная закуска к сакэ.
Основным поставщиком «полезных для здоровья» углеводов является сладкий картофель или батат. Он был завезен на острова из Южного Китая в начале ХVII века. Первые почитатели этого овоща, посадившие его в различных районах, были удивлены полученным результатам. Батат давал высокий урожай и оказался весьма устойчивым к тайфунам. В отличие от риса, который не прижился на Окинаве.
Островное положение Окинавы обусловило наличие в рационе местных жителей большого количества рыбы и морепродуктов. В отличие от японской кухни, в состав некоторых блюд которой входит сырая рыба, окинавская кухня не содержит подобные кушанья. Влажный тропический климат островов делает невозможным хранение сырой рыбы, поэтому здесь из рыбы в основном готовят всевозможные сосиски. Из даров моря окинавцы охотно употребляют в пищу различного рода морские водоросли. Особенно популярна морская капуста. Обычно ее добавляют в блюда из свинины.
Свинина и лапша – это вкусно!
Кстати, о свинине стоит сказать отдельно. Свинина – мясо номер один на Окинаве; животное используется в пищу целиком «от кончика хвоста до ногтей», включая субпродукты. В этом рюкюсцы отличаются от японцев, для которых потребление мяса долгое время ограничивалось буддийскими запретами. Считается, что обычай разводить свиней появился на островах под влиянием народов Юго-Восточной Азии. Однако повсеместное распространение свиноводство получило после появления на Окинаве все того же батата, который местные жители не только использовали в пищу сами, но и кормили им домашнюю скотину.
Окинавцы готовят из свинины множество блюд. С давних времен их любимым лакомством является суп из свиных ножек; суп, который готовится из желудка и внутренностей. Популярны блюда из свиной печени, сердца и овощей. Медленно потушенный толстый слой бекона со шкурой, а также мелко нарезанные уши, рыла, приправленные уксусом, поглощаются островитянами с большим аппетитом. Все без исключения блюда из свинины считаются источником высококачественного протеина - коллагена, а также минералов и витаминов.
Большой популярностью пользуется лапша соба. Она не похожа на японскую, делается из пшеничной муки, добавляется свинина, лук, а сверху заливается яйцом. Соба - одно из самых известных блюд японской кухни, получила распространение после превращения Королевства Рюкю в префектуру Японии.
Правила хорошей трапезы
Окинавцы, безусловно, постигли главный секрет правильного питания – есть надо вкусно и разнообразно, обязательно используя при этом красивую посуду. Поглощать пищу надо не спеша, желательно не в одиночку, а в хорошей компании. Местные жители уверены, что пища, съеденная в дурном расположении духа способна нанести вред организму. Даже когда пьют чай, они соблюдают правила: черный чай заваривают крутым кипятком, жасминовый любит температуру 90 градусов, а зеленый - 70 градусов Цельсия. Для каждого чая должен быть свой чайник. Зеленый чай, заваренный в посуде, где до этого заваривали черный, превращается в яд.
Еще островитяне считают, что источником болезней является беспокойный ум. Жить по-окинавски - это значит радоваться каждому прожитому дню, довольствоваться малым и пребывать в состоянии безмятежности. В основе такого отношения к жизни лежат местные обычаи, традиции и древнее учение Дзен. Вот откуда и берет начало окинавское долголетие.
Прогуливаясь по главной площади столицы Окинавы, Наха, я случайно натолкнулась на витрину винного магазина. Остановилась в оцепенении: передо мной были выставлены стеклянные емкости, внутри которых находились разные по виду, цвету и габаритам змеи. Они были законсервированные и выглядели весьма устрашающе. Я не поленилась и зашла в магазин. Продавец оказался очень любезным, с удовольствием рассказал об авамори – алкогольном напитке, изготавливаемом, как и японское сакэ, путем дистилляции из зерен риса.
Авамори – всему голова
Существует несколько версий, объясняющих значение этого слова. Согласно первой версии, название напитка происходит от японских слов «ава» и «мори», означающих, соответственно, «пена» и «наполняться». Такое название связано с обильным пенообразованием, возникающем в процессе перегонки рисового сырья. По другой версии, «ава» - это просо или неочищенный рис, а «мору» - базовый компонент для приготовления дрожжей.
В отличие от сакэ, для ферментации которого японцы применяют белые дрожжи, окинавцы в процессе изготовления авамори используют черные дрожжи. Кроме того, с давних времен и по сей день основой этого напитка служит так называемый тайский рис, обладающий особыми свойствами, которые позволяют значительно легче поддерживать нужную температуру черных дрожжей и производить большее количество напитка. Процесс перегонки обычно длится два-три часа. Образовавшийся в результате дистилляции бесцветный прозрачный напиток готов к розливу и употреблению, однако для улучшения вкусовых качеств он, как правило, подвергается выдержке в керамических ёмкостях. Обычные сорта авамори выдерживаются около 6 месяцев. Однако в широкой продаже имеются и двадцатипятилетние авамори. Известно, что среди запасов авамори, уничтоженных в ходе битвы за Окинаву между американскими и японскими войсками в 1945 году, имелись ёмкости с двухсотлетним и даже трехсотлетним напитком. Содержание алкоголя обычно составляет от 30 % до 43 %, иногда до 60 %.
Применяемые в процессе изготовления авамори ингредиенты делают возможным круглогодичное производство этого вина, в то время как сакэ делается преимущественно зимой. Технология изготовления авамори была заимствована окинавцами в XV веке у народов Юго-Восточной Азии, в частности, у тайцев, поставлявших на архипелаг длиннозерновые сорта риса. Именно к XV веку относятся первые упоминания о выгонке авамори в королевстве Рюкю.
Позднее производство и потребление авамори расширилось и со временем он утвердился в качестве основного крепкого напитка окинавцев. В настоящее время свыше 40 предприятий производят авамори. Примечательно, что многие из них являются прямыми потомками первых поставщиков королевского двора.
Сегодня авамори считается одним из символов национальной самобытности островитян, неотъемлемым атрибутом праздничного стола. Этот напиток пьется как за едой, так и отдельно от еды, часто в качестве аперитива. Традиционно на Окинаве он разливается в маленькие керамические чашечки, напоминающие по форме и размеру наперсток. Без преувеличения можно сказать, что авамори играл и продолжает играть заметную роль в Рюкюской дипломатии: его подавали к столу заморским посланникам и князьям. В Национальном музее Окинавы я увидела фотовыставку, приуроченную саммиту Большой восьмерки, проводившемуся на островах в 2000 году. Лидерам Большой восьмерки подавали авамори, как это делали и много веков назад. Когда окинавцы говорят, что авамори всему голова, думаю, что они знают, о чем говорят. Как же без этого божественного напитка договоришься о мире и дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи?
Продолжение следует
"Тувинская правда" № 60 от 10 ноября 2021 года