Сегодня рассмотрим один большой гвоздь. Огромный. До сих пор важный для всех нас и вдвойне важный во время своего появления. Это юбилей создания отдела Записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Его появление по значимости можно сравнить с паспортизацией, а, может, он и важнее. Но об этом позже, а пока посмотрим, что же еще происходило в Туве в эти февральские дни – с тринадцатого по девятнадцатое число.
13 февраля
1936 год. Правительство ТНР ввело в стране новую денежную единицу - акша. По тем временам 1 акша - 1 руб.31,4 коп.
15 февраля
1899 год. Родился Оюн Лопсанович Делик-оол (1899-1967), кавалерист–доброволец, награжден орденом Труда ТНР.
1937 год. Указом Президиума Малого Хурала ТНР статус города присвоен Кызылу, Турану, Шагонару, Чадану. Хоть эти населенные пункты и возникли в разное время, и отмечают свои юбилеи в разные годы, но именно как города – они ровесники, их статус определили в один день. Только Ак-Довурак получил статус города несколько позже: в 1937 году его еще не было.
16 февраля
1945 год. Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся Тувинской Автономной области принимает решение №36 «Об организации в г. Кызыле и районных центрах области работы по ЗАГС».
17 февраля
1971 год. Вступил в строй и выдал первую продукцию Кызылский комбинат строительных деталей.
18 февраля
1942 год. Министерство народного просвещения ТНР предоставило в миссию СССР в ТНР сведения о лучших представителях интеллигенции Тувы. Интересно, что в этом списке есть «Оюн Мунзук». То есть, указано родовое имя Максима Мунзука. Между тем, согласно его биографии, еще в тридцатые годы «талантливому бойцу музыкальной роты выправили все необходимые документы, как того требовал тогдашний порядок. Для этого ему придумали новое имя Максим, в честь пролетарского писателя Максима Горького. Так прежнее имя Мунзук стало его фамилией».
19 февраля
1913 год. Разработана инструкция для Заведующего пограничными делами Усинского округа. Обязанности заведующего широки и разнообразны. В частности, ему «предоставляется право высылать из пределов Урянхайского края российских подданных, которые, не занимаясь никаким промыслом и не добывая себе пропитания честным образом, будут нарушать общий порядок дурным своим поведением и унижать тем самым народное достоинство».
1948 год. Исполком Кызылского горсовета разрабатывает подробнейший план для подготовки и проведения противопаводковых мероприятий на весну. Тут и составление распорядка круглосуточного дежурства, и списки объектов, которые могут пострадать во время паводка, и защита линий передач, и многое другое.
О строительстве храмов в Белоцарске и Знаменке
Вот прямо с ЗАГСов мы не начнем, а начнем с храмов, что, кстати, имеет некоторое отношение и к записи актов гражданского состояния.
110 лет назад, 17 февраля 1915 года, Заведующий устройством русского населения в Урянхаяе М. В. Шкунов пишет письмо в Переселенческое управление. Выясняется, что Габаев, при сдаче ему дел, заявил, что кроме средств, отпущенных на постройку храма в Белоцарске, отпущены еще деньги на постройку храма в Знаменке. Население уже собрало строительные материалы, но деньги так и не перевели.
В общем, Шкунов просит выслать выделенные деньги, потому что: «В Урянхае, на весь огромный край, есть только один священник в с. Туран, которому, конечно, при здешних расстояниях и состоянии дорог нельзя и думать выполнить даже половину духовной потребности. Русское население края стоит, в данном наисущественнейшем вопросе жизни, в условиях несомненно худших, чем сойоты, имеющие пять хорошо оборудованных и красивых хурэ и избыток лам. Русское население должно обходиться без священника при заключении браков, ждать месяцами таинства крещения и т.д., все это дает прекрасную почву для всевозможных сект.
Ходатайствую о командировании притча теперь же, с полным оборудованием и походным храмом. В план работ на текущий год включается три храма (в том числе и Бояровский вместо Знаменского) и желательно отпустить средства в размере, далеко превышающем обычное ассигнование на храмы в переселенческих поселках».
Обращаем внимание на то, что особый упор Шкунов делает даже не на духовной стороне, не на вере, а на заключении браков и крещении детей. А почему? А потому что в то времена только в церковных книгах и фиксировались браки и рождения. Можно было брать выписку (чтобы какой-то документ был на руках), а можно было сэкономить деньги и не брать, главное – это ведь все равно зафиксировано.
Имя, год рождения…
Прошло меньше полугода со дня вхождения Тувы в состав РСФСР, как спохватились – а ЗАГСА-то нет! Некому регистрировать рождения и браки. Паспортизация в ТНР уже прошла, паспорта вроде как уже есть. Но только у взрослых. А сведения о детях – только на честном слове от их родителей.
Мы сейчас уже привыкли, что у каждого есть определенные документы. Сложно сказать, как раньше обходились без них. Но, явно, как-то обходились. И кто чей муж или жена, тоже только на честном слове – документов-то нет.
С 1913 по 1940 годы, на территории Тувы регистрация рождения, заключения брака и смерти производились Енисейской Духовной Консисторией Туранской Иннокентьевской и Медведевской церквей. Записи актов гражданского состояния велись в метрических книгах священниками. Но мы только что описали грустную ситуацию с храмами – их практически не было. Местные жители, если не были православными, в метрические книги не попадали.
С 1924 по 1932 годы записи актов гражданского состояния регистрировал Отдел ЗАГС при Консульстве СССР в Урянхае. Но это только для совграждан. Местные жители опять-таки обходились без записей.
До вхождения Тувы в состав России, с 1933 по 1944 годы регистрацией и выдачей свидетельств об актах гражданского состояния занималось Полномочное Представительство СССР в Тувинской Народной Республике. Ну да, понятно, что и это только для совграждан. И вот 16 февраля 1945 года исполком областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области для организации учета естественного движения населения области решил обязать председателя Кызылского горисполкома и председателей райисполкомов к 15-му марта организовать работу по записи актов гражданского состояния.
Один из пунктов решения исполкома: «Обязать председателя Кызылского горисполкома, председателей райисполкомов и сельских Советов через актив депутатов городского, районных и сельских Советов провести среди населения необходимую массово-разъяснительную работу в связи с введением записей актов гражданского состояния». Книги записей актов гражданского состояния имеют огромное социальное значение для государства и общества. Это не только память о событиях в жизни людей, но и достоверная документальная информация для проведения научных, социально-правовых, социологических, генеалогических и иных исследований, источник для изучения истории.
А еще большое подспорье для паспортистов. Сейчас много нареканий на «паспортисток», которые перепутали написание фамилий. Но удивительно было бы, если бы не перепутали. Когда у человека нет никаких документов, в центральной России нужна была хотя бы справка из сельсовета, чтобы оформить паспорт. А кто бы давал такие справки в Туве? Поэтому писали только со слов самого гражданина. Как он сказал – так и записали. Ну да, путаница. Зато вот когда создали ЗАГСы, путаницы стало гораздо меньше.
Ирина Качан.
Фото из открытых источников.