Да, в ней легко потеряться, уйти с головой и забыть обо всем на свете. И чтобы этого не произошло, традиционно определяем «гвозди истории» за которые будем цепляться. Итак, за что же мы будем цепляться? Что происходило в Туве со второго по 8 февраля в разные годы?
Ну вот, например:
2 февраля
1944 год. Освобожден город Ровно 8-й гвардейской Ровенской дивизией с участием тувинских добровольцев.
4 февраля
1958 год. Основана Кызылская школа-интернат.
5 февраля
1997 год. В Кызыле открыт центр реабилитации дезадаптированных детей.
8 февраля
1926 год. В Кызыле прошло первое собрание женщин-тувинок, на котором был избран городской женский совет. Женщины – это сила. Только что прошла волна мятежей. Кызыл, если честно, еще и не имеет статуса города. А они уже создали женсовет! И ведь работали тогда на совесть – создавали новый быт.
Что же было еще…
Первые коррекции первой Конституции
Сто лет назад, чуть больше, чем через полгода после провозглашения первой Конституции Тувы, уже начали от нее отходить, причем на самом высшем уровне: сформировали правительство совсем по другому принципу, чем было определено в Конституции. Впрочем, эти «поправки» не оформляли в тексте Основного закона.
Летом 1921 года был создан Центральный Совет во главе с Соднам-Балчиром. Соднам-Балчир не торопился выкладываться и гореть на работе, а через месяц отказался от поста главы Совета, но вполне обосновано. Он писал: «... в настоящее время в связи с обострением хронической болезни спины и почки, я, не говоря о том, чтобы заниматься важными государственными делами, даже в юрте не могу часа усидеть без лекарств, да и в случае выздоровления не смогу выполнять возложенные задачи».
Впрочем, на общую продуктивность власти это не слишком повлияло – остальные шестеро членов Совета еще не имели четкого представления об управлении всей Тувой, каждый из них занимался управлением в своем хошуне.
Но вот в феврале 1922 года создают уже правительство другого типа: Совет министров ТНР. В общем-то и там были почти те же правители хошунов, нойоны, управители. Председателем Совета министров стал чагырыкчы Маады сумона Лопсан-Осур, который до этого был одним из шести членов Совета, его советником – сын богатого русского колониста Медведев, который к тому времени уже стал большевиком. Впрочем, через несколько месяцев Лопсан-Осура сменит бывший нойон Салчакского хошуна Идам-Сюрюн. Что и говорить – сменяемость власти в те годы была просто фантастической.
Были созданы четыре министерства: иностранных дел, внутренних дел, юстиции и военных дел. Министерство внутренних дел занималось абсолютно всем, чем можно и нужно: культура, образование, медицина – всё. Потом ведь и министерство военных дел расформировали, а его функции передали министерству внутренних дел. Логика понятна: есть некоторые внешние функции государства – министерство иностранных дел. Должен быть суд – министерство юстиции. И есть все остальные, внутренние дела. В конце 1922 года создали еще одно министерство – финансов.
Особая фишка тех лет – прежние чины и титулы ведь еще не упразднили. Есть новые правители, но бейли, бейси, гун – тоже занимают свои ступени в иерархии. Впрочем, новые правители и старые – зачастую одни и те же люди.
Хорошо ли работало новое правительство? Лучше, чем предыдущее, хотя тоже не слишком продуктивно и оперативно. Постоянного места жительства в Кызыле у них не было. То, что нужно все время жить всем в одном месте – было как-то странно для правителей хошунов. Они больше времени проводили с семьями на своих землях. Тем более, что и города как такового еще не было. То есть, Кызыл, конечно, заложили в 1914 году. Но во время Белоцарского боя он почти весь сгорел. За пару лет явно его не отстроили до того уровня, чтобы он мог функционировать как столица.
К тому же, ведь и зарплаты у министров и других госслужащих не было. Ну какая может быть зарплата у нойона?! Поэтому еще оставался прежний уклад жизни. Только в 1923 году министерство финансов начало собирать налоги с населения и платить зарплату чиновникам.
Странная жизнь, странные времена. Но люди того времени могут вызывать лишь глубокое уважение. Вот в таких непростых условиях, точнее – в отсутствии каких бы то ни было условий они строили новое государство. И справились с этой задачей.
Из всех искусств важнейшим…
7 февраля 1945 года образовано управление кинофикации при Тувоблисполкоме.
Как сейчас – на всю республику один кинотеатр, это, конечно, мало. Разумеется, кино сейчас можно смотреть в своих квартирах: есть и телевизоры, и в интернете легко найти любые фильмы. Но в прежние времена искусство кино было действительно самым популярным.
Исполком областного Совета депутатов трудящихся 7 февраля 1945 года решил образовать при Исполнительном комитете областного Совета депутатов Тувинской автономной области Областное Управление Кинофикации. Начальником управления утвердили Хертека Найыровича Таржаа. Заместитель – Николай Николаевич Щепановский.
В эти годы кино давно уже не было диковиной в Туве. Первая стационарная установка появилась в 1925 году в клубе совграждан в Кызыле. В 1928 году полпредство СССР передало ее киноаппаратуру в безвозмездное пользование правительству ТНР. В 1931 году в Кызыле был открыт первый кинотеатр.
Когда отмечали годовщину Тувинской национально-освободительной революции в 1936 году прибывшая на праздник делегация Советского правительства в качестве дара советского народа передала правительству ТНР еще одну стационарную киноустановку и две кинопередвижки на автомобилях. И фильм «Чапаев» в придачу. Тогда же приехавшие с делегацией кинооператоры создали звуковой документальный киножурнал «15 лет ТНР».
В начале 1940 года власти ТНР приобрели еще пять передвижных и пять стационарных киноустановок. В этом, 1940, году в республике состоялось 2416 киносеансов, на которых присутствовали 269 тысяч человек. Доход от центрального кино был 108 337,16 акша, от кинопередвижек — 56 447,95 акша.
Во время войны, конечно, развлечений было гораздо меньше. Но хронику в кинотеатрах показывали обязательно. Ну а практически накануне Победы, в 1945 году как раз и создали управление кинофикации – работа идет.
Ак-Довурак
Рядом с Ак-Довураком возвышается Кара-Даш. Белая земля рядом с Черной горой не мога не стать источником легенд. Говорят, что когда-то в этих местах жили добрые, трудолюбивые и мирные люди, их главным занятием было разведение скота. Как-то раз на них совершили нападение беспощадные воины и в трёхдневной схватке погибли все мужчины. Оставшихся в живых стариков, женщин и детей сожгли на вершине горы. От горя почернели скалы, но несгораемыми оказались сердца гордых людей, превратившиеся в белый асбест.
Будем надеяться, что это только легенда – очень уж она трагична. А в начале 1930 годов здесь обнаружили хризотил – асбест высокого качества. Было принято решение возвести промышленное объединение для добычи и переработки асбеста. В 1958 году основали рабочий посёлок. Началось строительство автодороги Абаза-Ак-Довурак, тепловой электростанции, линий электропередач. И в 1964 году запущена в работу первая линия комбината «Туваасбест». А 3 февраля 1964 года рабочий посёлок Ак-Довурак, получил статус города. Через год открывается первая школа, построены и заселены первые высотные жилые дома, заасфальтированы улицы. Открыто училище для подготовки специалистов: слесарей, штукатуров-маляров, плотников-бетонщиков. В 1967 году начинает работать больничный городок. В начале 80-х годов завершается строительство спортивного комплекса, оборудованного первым в республике бассейном.
Градообразующее предприятие сейчас, к сожалению, не работает. Зато остался город, который, хоть и переживает достаточно трудные времена, но остается красивым.
Ирина КАЧАН
"Тувинская правда" № 6 от 5 февраля 2022 года.