Лето в разгаре, хотя погода и не всегда радует. И основной темой нынешних «Гвоздей» будет Кызыл. Как и для чего его начали строить. Но конечно, в эти дни – 8-14 июня было много и других интересных событий.
Вот, например:
8 июня.
1972 год. 8-9 июня в Кызыле проходила Всесибирская научная конференция историков, посвященная 50-летию образования СССР – «Народы Сибири в Великой Отечественной войне».
1984 год. Кызылские улицы – Топографическая, Авиации и Заречная названы именами героев Советского Союза Михаила Бухтуева и Хомушку Чургуй-оола, и Героя Социалистического труда Ооржака Лопсанчапа.
9 июня
1930 год. Орган ЦК ТНРП и Совета Министров ТНР «Танну-Тувинская правда» начинает печататься на монгольском и тувинском языках. С августа она выходит под названием «Тыва араттын шыны» («Тувинская аратская правда»).
10 июня.
1949 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя социалистического труда передовикам сельского хозяйства Тувы: М. А. Парынмаа, А. К. Турген-оолу, А. М. Зайцеву, С.Г. Иванову, Э. М. Суровцеву.
1957 год. Состоялся Первый Всетувинский Хурал женщин Советской Тувы
1966 год. В Кызыле создана телевизионная студия.
11 июня.
1918 год. Открылся V съезд русского населения Урянхайского края.
1962 год. Первая конференция тувинских композиторов и музыкантов
1967 год. В Кызыле создан симфонический оркестр, ныне государственный симфонический оркестр Тувгосфилармонии.
1976 год. Из Тувы выехала первая группа молодежи на строительство БАМа.
12 июня
1907 год. В Минусинске зарегистрирован устав акционерного торгово-промышленного общества «Объединение», в котором предусматривалось в качестве задач всемерное содействие развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства в Туве.
1962 год. Образован совхоз «Сукпак»
13 июня
1918 год. Открылся съезд представителей тувинского народа.
1939 год. Расстрелян Н. И. Ядрошников (1889-1939), участник гражданской войны, переводчик монгольского полпредства в ТНР. 22 ноября 1938 года Н. И. Ядрошников (Комбу-Батор) был арестован, расстрелян 13 июня 1939 недалеко от Кызыла. 1 апреля 1963 года полностью реабилитирован.
14 июня
1918 год. Открытие Первого съезда работников народного образования Енисейской губернии в г. Красноярске. Был заслушан доклад представителя Тувы – учителя А. М. Богаткова.
Что же было еще…
Следим за цифрами!
Принято считать, что Белоцарск (Кызыл) решено было построить для того, чтобы он стал центром Урянхайского края. То есть, Туву приняли под протекторат, надо же где-то размещаться чиновникам.
Но вот письмо, написанное 10 июня 1914 года, натолкнуло на мысль посмотреть внимательнее на историю Кызыла. 10 июня 1914 года прокурор Красноярского окружного суда В. Иванов пишет прокурору Иркутской судебной палаты. По сути это – жалоба на действия Габаева. В частности, он представил копию приказа Заведующего устройством русского населения Урянхайском крае коллежского регистратора Габаева от 24 марта за номером 87 из содержания которого следует, что Габаев возложил на себя обязанности тождественные тем, которые Министерством внутренних дел были присвоены заведующему пограничными делами Усинского округа.
Но мы сейчас обратим внимание именно на дату и номер приказа – 14 марта был приказ 87.
А вот дальше Иванов пишет, что одновременно с приказом № 15 Габаев обратился к «Заведующему урянхами по р. Хемчик Гуну Буянбатархо» с воззванием приблизительно следующего содержания: «Высшее Российское Правительство, идя навстречу к улучшению быта коренного населения Урянхайского края, уполномочило меня создать в местности Виланах при слиянии двух Енисеев, административный центр, при котором открыть русско-урянхайскую школу, больницу, ветеринарный пункт и сельскохозяйственный склад, в складе продавать по удешевленным ценам урянхайскому населению все необходимые предметы».
Итак, следим за цифрами и датами. Но сначала обратим внимание на то, что Габаев вступил в должность 2 июня 1913 года. 24 марта 1914 года был приказ № 87. Когда мог быть издан приказ №15? Явно в 1913 году.
То есть, в 1913 году, причем ДО обращения Буян-Бадыргы к «белому царю» идет речь о том, что российское правительство «идет навстречу к улучшению быта коренного населения»? Еще нет не только протектората, но обращения для его установления.
В феврале 1914 года прибыли инженер-технолог К. В. Гогунцов, топограф М. Я. Крючков. Крючков начертил генеральный план города Белоцарска
В марте 1914 года из Петербурга в Туву с крупной суммой денег, с отрядом землеустроителей возвратился Габаев. В его письме, от 24 марта 1914 года сообщается о том, что он приступил к своим обязанностям для оказания всякого содействия Урянхайскому населению по устройству их внутреннего, хозяйственного и экономического быта. Он просил объявить об этом урянхайским нойонам.
И только 4 апреля 1914 года император Николай II на докладной записке по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под покровительство российского правительства написал: «Согласен».
То есть, город был задуман и спланирован до протектората.
Первая группа рабочих во главе с десятником Якушевым прибыла 18 апреля,
24 апреля Габаев пишет о необходимости почтово-телеграфной линии к центру Урянхая Белоцарску. Хотя еще никакого города нет.
В мае 1914 года утверждён проект правил об отводе земельных участков в собственность и организации комитета по благоустройству будущего города.
И – вишенка на торте. Только 17 мая Иркутский генерал-губернатор пишет заведующему Пограничными делами Усинского округа коллежскому асессору Церерину о том, чтобы он сообщил нойонам об установлении протектората.
Да, это кажется странным. Но так оно и было. Есть подозрение, что решение о протекторате на самом деле было принято гораздо раньше, чем это произошло официально.
Бандидо Хамбо-лама
В первой четверти ХХ века среди тувинской буддийской общины выделялся настоятель Верхне-Чаданского хурэ Лопсан Чамзы (Лубсан Чжамцо) (1857–1930). Он получил духовное образование в одном из монастырей Тибета, вероятно в Лавране, и вернулся в Туву просвещенным человеком, владеющим глубокими знаниями в области философии и обрядовой практики буддизма, тибетским и монгольским языками.
Кому, как не ему и суждено было стать духовным лидером. 13 июня 1919 года Верховный правитель России адмирал Колчак пишет Указ о его статусе: «Утверждается Ширету-лама Дашипуцеглен дацана Гебши Хамбо Гелун Чжамцо в звании Бандидо Хамбо-ламы урянхайского духовенства».
Утверждены и штаты управления. Сама Бандидо Хамбо-лама приравнивался к 4 классу должности. Ему полагался оклад в 1500 рублей. Плюс «Урянхайская прибавка» - 20% - 300 рублей, плюс «на дороговизну» (очевидно, как бы сейчас сказали – с учетом инфляции) – 526 рублей. И еще – квартирные – 300 рублей. В целом получалось очень неплохо по тем временам. Успел ли Лопсан Чамзы получить эти деньги? Вот это вряд ли. В июне армия Колчака уже начала отступать, а в начале следующего года его расстреляли.
Министерство по военным делам
12 июня 1940 года ЦК ТНРП издает постановление об образовании Министерства по военным делам. «В целях вовлечения широких аратских масс в дело обороны страны» было решено создать это министерство. Которое должно было к тому же усилить руководство работой «Красных партизан, добровольцев правительства и допризывной подготовкой». Вероятно, «Красные партизаны» и «добровольцы правительства» - это были какие-то структуры, вроде нынешнего Боевого братства.
Министром по военным делам назначили командующего Народно-Революционной Армией полковника Шома. То есть, в ТНР один человек занимал должности и министра обороны и командующий армией.
Но он мог справиться с этим делом, в рядах армии было 489 человек, 2 сабельных эскадрона, эскадрон тяжелых пулеметов, взводов артиллерии, связи, саперного, интендантского, а также химического отделения и полковой школы подготовки младших командиров. И еще две танкетки Т-27. Тогда больше и не нужно было.
Когда началась война армию очень быстро смогли увеличить. К концу 1941 года в ней было уже 1136 человек, и, кроме того, создано ополчение и добровольческие отряды. Это говорит о профессионализме сотрудников Министерства по военным делам, и в первую очередь уже не полковника, а генерала Семена Шома.
Ирина Качан