Тувинская правда 12+

Гвозди истории

22 октября 2024
12

Похоже, на этой неделе можно писать не о «гвоздях истории», на которые можно вешать картины, а о мощных сваях, на которых держится история. В первую очередь это обращение нойонов к царю с прошениями о протекторате и Оттук-Дашский бой. А что же было еще в конце октября?

Ну вот, например:

24 октября

1969 год. Состоялась первая республиканская конференция колхозников Тувинской АССР. На ней единодушно одобрили проект примерного Устава сельхозартели.

1976 год. Названы первые Лауреаты премии комсомола Тувы: художник-камнерез Д. Х. Тойбухаа, артистка Д. Ч. Монгуш, писатель С. С. Сюрюн-оол

26 октября

1913 год. Буян-Бадыргы пишет прошение на имя императора Николая II о принятии хошуна в состав России «под Высокую Державную Руку и покровительство».

1932 год. Постановлением Совета Министров ТНР утверждено положение о гострудсберкассах и организовано управление ГТСК.

28 октября

1935 год. Создана Прокуратура ТНР.

1953 года. Совет депутатов Кызыла решил создать лесополосу в столице Тувы «в целях уменьшения вредных влияний, господствующих ветров и ликвидации пылевых бурь». Собирались насадить лиственницу, сибирскую яблоню, смородиновые кусты и облепиху. По плану: в 1955 году собирались засадить 30 га, в 1958 – 20 га и в 1959 – 30 га. Не судьба. Лесополосы как не было, так и нет.

29 октября

1913 год. «Заведующие тувинцами Бээзи хошуна» написали прошение на имя императора Николая II о принятии в состав России «под Высокую Державную Руку и покровительство».

1920 год. Оттук-Дашский бой. Сражение небольшой группы красноармейцев и красных партизан с отрядом китайских милитаристов.

Чем закончилось

Одно из главных событий недели - Оттук-Дашский бой. Сразу скажем — наши победили. Но одно из последствия и этого боя, и всех остальных событий гражданской войны в Туве (точнее, на территории Тувы), это огромное количество оружия, которое расходилось по рукам. И вот издан закон. В нем населению предписывалось сдавать оружие. Все оружие. Его надо было самостоятельно принести в правительство. И на всякий случай перечислено, чтобы ничего не забыть, какие виды оружия надлежит сдать: ружья, винтовки, пулеметы, пушки, бомбы…

Но население не спешило воспользоваться такой возможностью. Во-первых, жалко расставаться с ружьем или винтовкой — на охоте пригодится. А во-вторых — это же железо! В хозяйстве все пригодится. В общем, стали ездить специальные отряды, чтобы изымать оружие. Недалеко от поселка Пестуновка жил Дарган-кузнец. Ему после этих боев досталось не что-нибудь, а полевая пушка. Настоящая, большая, с лафетом. И зачем же столько железа отдавать правительству? Кузнец понемногу отрезал железа от пушки, сколько надо для своих изделий. Пол-лафета ушло на что-то большое. А когда надо было делать что-то по мелочам, он понемногу отрезал от ствола. Резал его, как колбасу, ломтиками. Но вот и к нему нагрянул отряд, чтобы забрать пушку. По всем правилам составили «акт приема». Выяснили, что к боевым действиям пушка уже непригодна. Это действительно уже просто железо. Нет половины лафета, ствол почти отрезан… К счастью, не до конца отрезан: пушка-то была заряженной. Кузнец не проверял, в каком она состоянии. И если бы он отрезал еще пару «ломтиков», и стал пилить ствол и снаряд одновременно… В общем, когда изымают неучтенное оружие – это хорошо. И кузнец, и его семья остались живы-здоровы.

А что было до того

Оттук-Дашский бой – это, конечно, серьезное событие. Но это ведь только один эпизод Гражданской войны. Как вообще здесь оказался китайский отряд? Это длинная история. В ноябре 1919 года в Монголии устанавливается военная диктатура генерала Сюй Шу-чжена. Верхушка монгольских феодалов добровольно отказалась от автономии и Монголией управлял китайский сановник. Отряд монгольских феодалов, пытавшийся в первое время проводить самостоятельную политику, после ликвидации автономии Монголии перешел в подчинение Ян Ши-чао. Командиром монгольского отряда вместо Максаржаба назначен Жамсарай бэйси.

В апреле и мае 1920 года минусинский уездный комитет РКП (б) посылает в Туву своих представителей для ведения переговоров с командованием китайских и монгольских отрядов. Переговоры состоялись, но были безрезультатными. А в Туву вернулись красные партизаны, ушедшие с армией Кравченко и Щетинкина. В это время здесь творили произвол — бежавшие из Сибири группы разгромленных белогвардейцев, банды Шмакова и др. В мае 1920 года в Бай-Хааке собрались представители партизанских групп самозащиты от шести поселков Подхребтинского района: С. Кочетов, С. Зубков, С. Грудинин, А. Звягинцев, М. Турков, В. Иванов, С. Сипкин. Было решено разоружить кулаков и всех ненадежных, произвести запись добровольцев в партизанский отряд. Разоружение прошло успешно, в отряд записалось 175 человек. Командиром отряда был избран Кочетов, заместителем Звягинцев. Все партизаны жили в своих поселках, вели хозяйство, а в свободное время занимались боевой подготовкой.

Оккупанты, под которыми будем считать монголов и китайцев, предъявили «требование о выселении жителей поселков Атамановки, Элегеста, Березовки». Но красные партизаны предъявили монгольскому штабу встречный ультиматум - очистить заимку Марачева. Но в Монголии набирала обороты освободительная борьба и отряд монгольских феодалов покинул территорию Тувы – своих забот хватает.

В середине 1920 годов основной военной силой контрреволюции был китайский оккупационный отряд. Командование этого отряда установило тесную связь с остатками белогвардейских отрядов. К тому же пользовалось поддержкой местных феодалов. Участились налеты на поселки Подхребтинского района. Председатель Нижне-Никольского (Уургайлыг) ревкома М. Турков передал Усинскому ревкому: «Просим волревком принять репрессивные меры, дабы избежать всяких недоразумений». И вот тогда Сибирский революционный комитет посылает в Туву своего представителя - Сафьянова. Но в начале октября 1920 г. партизанский отряд выступил в Красноярск для последующей переброски на южный фронт: там началось наступление на Врангеля. Вслед за партизанским отрядом уехал и Сафьянов со своим конвоем. Как только партизаны покинули пределы Тувы, белые отряды Мелегина и Сафронова снова подняли головы. Поручик Скачков сформировал отряд из староверов поселков Владимировки и Маймазын. Скрывавшаяся в тайге вооруженная группа турано-уюкских кулаков совершила налет па Туран. Корнет Шмаков занял Баян-Кол, его открыто поддерживали китайцы. К октябрю 1920 г. при китайском штабе находилось около 300 русских офицеров и казаков.

Ну а дальше мы знаем. Переговоры Сафьянова с Ян Ши-чао не состоялись. А сражение состоялось. Но много ли там было китайцев? Похоже, что отряд Ян Ши-чао к тому времени в большей части состоял из белогвардейцев и мобилизованных аратов. А после поражения в этом бою они покинули китайского военачальника. И в дальнейшем создать достаточно большой отряд ему уже не удавалось.

Ирина Качан.

Фото из открытых источников.

Редакция «ТП»