Тувинская правда 12+

Грезы детства, Майн Рид и предопределенность единения

30 марта 2022
71

Но, как известно, случайности не случайны. Но на этой неделе – с 30 марта по пятое апреля были и другие интересные события.

Ну вот, например:

30 марта

1930 год. Основан колхоз «Красный пахарь» Пий-Хемского кожууна.

1989 год. Принята в эксплуатацию радиорелейная линия между Чаданом и Тээли.

31 марта

1948 год. Состоялся первый съезд потребительской кооперации Тувинской автономной области.

1902 год. Начало этнографической экспедиции Ф. Я. Кона в Туву (1902-1903). 120 лет прошло с того времени, а материалы, собранные во время этой экспедиции, продолжают вызывать интерес. Не говоря уж о том, что в ходе экспедиции были сделаны уникальные фотографии.

1 апреля

1913 год. Родился Монгуш Танзынович Байсклан (Монгуш Данзынович Байыскылан) (1913-1986), замполит эскадрона тувинских добровольцев, награжденный двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, орденом Республики ТНР.

1969 год. Создана Тувинская государственная филармония.

3 апреля

1949 год. В Тоджинском кожууне организованы колхозы «Советская Тува», «Первое мая».

1941 год. Вышел первый номер литературно-художественного журнала «Революстуц херели» («Заря революции»).

1946 год. При областном комитете физкультуры и спорта открыли автомотоклуб.

4 апреля

1959 год. В Кызыле открылось республиканское хоровое общество.

5 апреля

1914 год. На строительство Белоцарска прибыла первая партия рабочих во главе с десятником Якушевым. Первое здание было построено в августе.

1928 год. В Кызыле открылся парк культуры и отдыха. Позже ему было присвоено имя Н. Гастелло.

1945 год. При областном Совете депутатов трудящихся создан Областной отдел по делам искусства. После назначения руководителей отдела, первым решением ему передали Кызылское Театрально-Музыкальное училище.

Что же было еще…

Несколько шагов единения

5 марта 1914 года иркутский генерал-губернатор Князев писал министру иностранных дел России Сазонову о нежелании тувинских правителей оставаться в подчинении монголов, о том, что монголы усилили репрессивные меры в отношении тувинских вассалов. В канцелярию МИД России его письмо поступило 15 марта.

В конце марта 1914 года Сазонов подал на имя царя докладную записку, в которой обосновывалось предложение об удовлетворении просьбы правителей тувинских кожуунов о принятии Тувы «под русское покровительство». И вот, наконец, 4 апреля 1914 г. на полях этой записки Николай II собственной рукой написал: «Согласен».

«Всеподданейший доклад министра иностранных дел России С. Д. Сазонова Николаю II о принятии населения Урянхайского края под покровительство России от 4 апреля 1914 года.

При личном всеподданнейшем докладе 25 сего марта, повергая на благовоззрение Вашего императорского Величества письмо Иркутского генерал-губернатора с приложенным к оному прошениями урянхов хошунов Даа и Бейсе, я почел долгом высказать мои соображения о возможности удовлетворить эти прошения принятием  населения Урянхайского края под русское покровительство. Этим путем, не отступая от высочайше одобренной программы мирного проникновения в сказанный край мы положили бы конец колебаниям урянхов между присоединением к автономной Монголии и отдачею себя под русскую власть. Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить эти мои предположения.

Во исполнение таковой Высочайшей воли приемлю смелость испрашивать, не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству повелеть объявить через командированного в Урянхайский край чиновника управления Иркутского генерал-губернатора населению пяти хошунов, на которые разделяется этот край, что отныне оно принято под покровительство российского правительства. По общепринятому порядку из факта установления протектората России над урянхами должно вытекать для них обязательство не иметь никаких сношений с иностранными властями иначе, как через посредство лица, представляющего на месте Российское правительство. Равным образом все споры или столкновения между отдельными урянхайскими хошунами должны быть повергаемы на решение того же представителя в крае Российского правительства».

На подлинном собственной Его Величества рукой начертано «Согласен», Ливадия, 4 апреля 1914 года.

Но на этой же неделе, правда гораздо позже, произошло и другое событие – подвели итоги по референдуму 1991 года. Уже по дате можно понять о каком именно референдуме идет речь – это был референдум о сохранении СССР.

Из 171731 человека, занесенного в списки прибыли на участки голосования 138496 граждан, то есть 80,6 процента. Из них 126598, или 91,4 процента ответили «да» на вопрос о сохранении СССР. 6,8 ответили «нет», 1,8 процента бюллетеней признаны испорченными. Ну да, большинство хотело, чтобы СССР сохранили. Но не получилось. Советский Союз распался. 

А вот и еще одно событие, которое произошло 31 марта 1992 года – ровно тридцать лет назад: президент РТ Ш. Д. Ооржак и председатель Верховного Хурала К. А. Бичелдей подписали Федеративный договор. Советский Союз распался, но осталась Россия. И Тува осталась в составе России.

Романтическое письмо

А вот эта тема, конечно, имела гораздо меньшее значение. Но очень уж интересное письмо есть в сборниках архивных документов.

Прошение учителя Крапивинской церковно-приходской школы Леонида Голубева заведующему переселенческим управлением в Урянхайском крае от 29 марта 1915 года. «Я познакомился с Урянхайским краем по статьям Андрианова и др. в газете «Сибирская жизнь» за 1915 год, а также по рассказам переселенцев, едущих туда из Бийска. Эта «русская Австралия» пробудила во мне давно забытые грезы детства об американских прериях по чудным романам Майн Рида. Читая статьи в «Сибирской жизни» об Урянхайском крае, мысленно видишь эту богатую во всех отношениях, девственную еще громадную страну. Блестящая будущность обеспечена за этой страной, и я бесповоротно решил переселиться туда. Моя профессия – учительство, кроме того, я земледелец и пчеловод, как и мои родители, живущие вместе со мной. Я могу быть полезен у вас.

Покорнейше прошу ответить – можно ли мне получить место учителя начальной школы в Урянхайском крае, и, если можно, то зачислить меня в число кандидатов».

Голубевых в Туве немного, но они есть. Как знать, может быть они как раз потомки учителя, для которого Тува сочетала всю романтику и все приключения разных стран – тут и Австралия, и Америка… Если он приехал в Туву, то наверняка преподавал в Туранской школе, Белоцарск еще только строился.

Герб Кызыла

30 марта 2016 года кызылский Хурал утвердил современный герб Кызыла. Геральдическое описание герба города Кызыла гласит: «В червлёном (красном) поле безант (шар) и - над ним - узкое свободное острие, показанные между воздетыми и распростёртыми крыльями; все сопровождено в оконечности стеблем, завязанным в узел о трёх петлях (две и одна); все фигуры золотые».

Чтобы было понятнее: герб Кызыла представляет собой красный геральдический щит. В основе герба – главная достопримечательность Кызыла: обелиск «Центр Азии». Обелиск на гербе изображён в виде безанта, символизирующего земной шар, и стелы, как бы указывающей на географический центр Азии. Слева и справа от стелы расположены воздетые и распростёртые крылья, передающие идею взлёта и процветания города. Композиция визуально ассоциируется с солнцем и цветком – олицетворяя тесную связь тувинцев с природой. В центре основания герба – «растительный узор» с стилистическим изображением сердца. Узор символизирует рождение реки Енисей при слиянии двух рек, что как раз и происходит в Кызыле. Раскрывающиеся справа и слева завитки орнамента, по замыслу автора, говорят об открытости жителей города и их гостеприимстве.

Красный цвет (червлень) олицетворяет власть, мужество и неустрашимость. Он отражает красоту местности, где расположен город, указывает на прямое название города – Кызыл. Жёлтый цвет (золото) — символ богатства и процветания города. Он ассоциируется и с уникальными золотыми находками из скифских курганов тувинской «Долины царей». То есть, комиссия решила, что герб Кызыла на языке символов и аллегорий отражает не только экономические, но и культурно-исторические, природно-географические особенности города.

Ирина КАЧАН

 

Редакция «ТП»