Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Годы и судьбы. Счастье в любви

28 июля 2021
81

Со своей супругой Таисией Кирилловной, которая ушла из жизни 4 сентября 2014 года, они прожили 63 года. Осмысливая совместно прожитые годы, он решил восстановить события прожитых лет. Ветеран считает, что это необходимо его детям, внукам и правнукам. В их семье трое детей, трое внуков, четыре внучки и семь правнуков. Предлагаем читателям газеты воспоминания Михаила Моллерова, присланные в редакцию председателем Совета ветеранов села Суш Надеждой Байкара.

Таисия Кирилловна Моллерова (девичья фамилия Якименко) родилась 24 октября 1928 на заимке Сайгора Пий-Хемского хошуна в батрацкой семье Кирилла и Анны Якименко. Её родители приехали в Туву в 1919 году из Черниговской губернии Малороссии (ныне Черниговская область Украины). Вместе с ними приехала сестра Кирилла Прасковья Якименко (Шейбина) с мужем Петром. Моя тёща Анна Ивановна Якименко рассказывала о том, что в Черниговской губернии и на Украине в целом обстановка была тяжёлая. Гражданская война «всех против всех», голодомор, безработица вынуждали людей бросать родные места, уезжать искать лучшей доли на стороне. «Беженцы» добирались до малозаселенной Сибири.

Еще после школы Тася освоила профессию телеграфистки. Работала в Кызылском городском узле связи на аппаратуре «Морзе» и «Гоидо». Мне она рассказывала, что часто связывалась с Москвой, передавая телеграммы Правительства Тувинской Народной Республики. Позже Тася выучилась на ветеринара и ее направили в Сут-Холь.

В Сут-Холе девушка ездила на отдаленные стоянки к чабанам. В то время до медпункта или до районной больницы в Суг-Аксы больные сами добирались верхом на лошадях. А тяжелобольных и рожениц доставляли в больницу зимой на санях, а летом на телеге. В больнице Суг-Аксы стояло несколько коек. Главным врачом в то время работал Ганин. Тася, выезжая к чабанам, нагружала сумку различными медикаментами. В ней постоянно были антибиотики, различные мази, бинты, шприцы, ножницы. Многие чабаны страдали гипертонией, простудными заболеваниями. Были случаи, когда она принимала роды прямо в юрте. Чабаны всегда ждали и тепло благодарили ее. Случалось, давали ей мясо, топлёное сливочное масло, сметану, творог, а также жареную тару, толган, который она очень любила. В Суг-Аксы Тася работала заведующей ветеринарной аптекой. Ей же приходилось обрабатывать дустом от чесотки тысячи овец. В совхозе имени Кирова была специально устроена бетонная траншея для купания животных.

Мы с дядей приехали в село Суг-Аксы в один год с Таисией, только она – летом, а мы осенью 1948 года. Вскоре я устроился работать секретарем районного суда. С Тасей мы познакомились в клубе на танцах. А чаще стали встречаться после посещения библиотеки. Она много читала. И вот однажды в библиотеку поступила книга Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она нас подружила. Мы полюбили друг друга. 18 июля 1951 года мы с Тасей зарегистрировали брак в ЗАГСе села Суг-Аксы.

Шумного свадебного гуляния у нас не было. Пришли из ЗАГСа домой подружки Таси Капитолина Снегирева и Лида Бобрышева. Они же были со стороны невесты свидетелями. Быстро сварили пельмени, приготовили овощные салаты, поставили на стол фрукты и всех пригласили к столу. С моей стороны были друзья Володя Митин и Алексей Шабалин, дядя Костя с женой Лизой. За столом общались, пели песни. Я исполнял костромские частушки, которые всем понравились. Все кричали нам: «Горько!». А мы, как и положено, целовались.

О материальной стороне семейной жизни мы с Тасей не думали. Даже не спрашивали друг у друга о зарплате. У нас, молодоженов, не было пуховой перины, шикарной кровати, а была односпальная железная койка из пружин. Но с первых дней совместной жизни я ощутил со стороны моей супруги огромную заботу и внимание. Тася оказалась прекрасной хозяйкой. Она готовила вкусные блюда. Пекла пирожки, украинские шаньги, варила отменные борщи… Аромат свежих булок, кулебяк, калачиков и других мучных изделий я и мои дети помним до сих пор. Жена вручную вышила два больших настенных ковра. Любимым занятием для нее было вышивание узоров на рубашках, блузках, наволочках, занавесках, полотенцах. Она вязала для всей семьи свитера, кофты, шарфы, варежки, носки. Все заботы по дому и воспитанию детей, в основном, легли на плечи моей Таисии.

Своей жене я многим обязан. Без её поддержки я бы не смог достичь того, чего я, простой деревенский парень, достиг в жизни.

Наша любовь проявлялась в повседневном общении, в добрых делах и заботах друг о друге, о наших детях, о благополучии семьи. Тася всегда знала, что и когда надо купить для меня и детей, что связать и сшить. Купленные Тасей рубашки, связанные ею свитера, я и мои сыновья носим до сих пор. Не обязательно дарить дорогие вещи. Главное – внимание. Я покупал хорошие кофты, заказывал красивые платья, обувь. Тася любила духи «Красная Москва». Однажды мы с сыном Николаем купили ей золотые серёжки, которые она не снимала до конца своей жизни. Она любила по праздникам носить бусы. А бусы из янтаря, которые купил Николай, носила повседневно.

Любовь супругов, их забота друг о друге проявляется в годы испытаний. С любовью можно преодолеть все жизненные трудности. Сейчас лето. Июль. В июле есть прекрасный праздник Любви и Верности. С моей любимой Тасей в любви и верности мы прожили 63 года!

Таисия Кирилловна получала душевное удовлетворение на работе – руководителем кружка домоводства в Доме пионеров г. Турана. Ее на эту работу рекомендовала секретарь Пий-Хемского райкома КПСС Александра Ажиевна Салчак. Регулярно посещали занятия кружка девочки из туранских школ. Таисия учила их вязанию, вышивке, кройке и шитью. Работы, выполненные ее учениками, получали призовые места на выставках.

О хорошей работе кружка домоводства Дома пионеров и его руководителе Таисии Кирилловне была напечатана статья в газете «Тувинская правда» от 23 декабря 1982 года. В материале говорилось: «Кружок кройки и шитья при туранском Доме пионеров охотно посещают ученицы школ города. А обучает их тонкостям рукоделия Т. К. Моллерова. По сей день девушки, что давно закончили школу, разлетелись кто куда, шлют Таисье Кирилловне письма, благодарят ее за то, что она научила их интересному ремеслу». Многие ее ученицы уехали из Турана, создали свои семьи, растят детей. Но они не забывали свою наставницу. Тася получала от своих воспитанниц в День 8 Марта и в День рождения поздравления, подарки, цветы.

Кроме занятий рукоделием Тася любила выращивать цветы и целебные травы. Нашим любимым женщинам мы должны чаще дарить цветы. Я с молодых лет и до самой старости увлекался рыбалкой. Возвращаясь с рыбалки домой, каждый раз привозил Тасе букет полевых цветов.

В ноябре 1953 года я был призван в ряды Советской Армии. Когда я служил, родилась дочь Оля. С дочкой я увиделся только весной 1953 года, когда мне дали десять дней отпуска. Свой отпуск я провел с семьей в селе Суш, где Тася работала ветфельдшером в колхозе «Победа» и снимала комнату в доме Александра Наговицына. Взяв на руки дочь, почувствовал, что стал отцом. Тасе с ребенком было сложно. Работа ветфельдшера отнимала у нее много времени, поэтому дочь приходилось отдавать на день бабушкам. Оля до сих пор помнит своих добрых нянь – старушек Малыгину и Демьянову.

Отпуск мой пролетел незаметно. Расставание было печальным. Но служба есть служба. Уволился в запас я в октябре 1954 года. Приехал к жене и дочери в Суш. Отдохнул несколько дней и пошел в правление колхоза устраиваться на работу. Принял меня председатель колхоза Алексей Поликарпович Куприянов. Узнав, зачем я пришел, он предложил мне работать кассиром. Я согласился. Ездил на коне в городское отделение Госбанка. Выполнял поручения бухгалтера Рыбина. Работа была не тяжелая, но, как мне показалось, скучная. Через какое-то время я перевелся в разнорабочие. Весной работал сеяльщиком, затем грузчиком леса, который летом возили на лесовозе, а зимой на тракторе. Жена целыми днями находилась на работе. Занималась обработкой скота перед выгоном на пастбища, брала у животных кровь на анализы, обрабатывала скот от клещей, купала овец в креолине, лечила различные травмы. После опыления овец дустом Тася теряла аппетит и не могла нормально есть. Это сказалось на ее здоровье. Она стала жаловаться на боли в желудке. Чтобы как-то улучшить питание жены и маленьких детей, к тому времени родился сын Николай, я решил купить у деда Кашина за 800 рублей корову. Свежее молоко благотворно сказалось на здоровье семьи.

В армии я был комсоргом роты, поэтому после возвращения домой был избран секретарем комсомольской организации села Суш. 8 августа 1956 года решением бюро Пий-Хемского райкома ВЛКСМ меня утвердили инструктором райкома по зоне машинно-тракторной станции. Свою семью я перевез в Туран.

Председателем горисполкома я проработал до 18 июля 1963 года. В этом же месяце по решению бюро райкома партии я был рекомендован секретарем парторганизации колхоза «Победа», и мы с Тасей, теперь уже большой семьей, возвратились в Суш, где председателем колхоза работал Никифор Петрович Кононенко. В колхозе меня избрали секретарем партийной организации и рекомендовали правлению колхоза заместителем председателя по животноводству. Тася устроилась учителем домоводства в Сушинской восьмилетней школе, где учились и наши дети. Я хорошо помню, как серьезно она готовилась к урокам, читала литературу, составляла внеурочные планы.

В 1969 году, после слияния колхозов «Победа» (Суш) и «Искра» (Уюк) в совхоз «Саянский», меня утвердили секретарем парткома совхоза. Директором был назначен замечательный организатор, впоследствии награжденный орденом Ленина Валентин Гаврилович Пащенко. В одно время с ним я был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Моя комсомольская, а затем партийная работа требовала полной отдачи и занимала много времени. Постоянные командировки на тракторно-полеводческие бригады, подготовка и проведение различных мероприятий, собраний… Необходимо было повышать уровень образования. Трехмесячные курсы в Центральной комсомольской школе в Москве, а затем курсы в Новосибирске и Красноярске, учеба в вечерней школе, затем – в Кызылском пединституте. И все это время Таисия оставалась с семьей и ждала меня. Казалось бы, никто не выдержит такие нагрузки, но от нее я никогда не слышал упреков. Она мне говорила: «Миша, учись, мы справимся!».

Я упоминал о том, что, работая ветеринаром в Суши, Тася жаловалась на боли в желудке. Болезнь обострялась. Тася выехала в Кызыл, ее положили на обследование в онкологическое отделение, и в 1961 году ее оперировали. Операцию сделали прекрасные кызылские хирурги Плят и Кобков. После этого моя жена прожила еще 53 года.

Хорошо помню, что Тася очень любила песни Людмилы Зыкиной и Надежды Кадышевой. Я знал и пел ей иногда песни из репертуара Иосифа Кобзона, Александра Маршала, Дмитрия Хворостовского. Когда я жил в деревне Княгинино Костромской области, то запомнил много частушек. Во время депрессии или волнения жены я садился к ней на койку и пел эти самые костромские частушки. Слушая их, она успокаивалась и засыпала. Во время совместного проживания я никогда не поднимал на жену руку и не оскорблял ее. Спокойно принимал ее упреки в свой адрес. Старался уладить наши споры, прийти к обоюдному согласию.

В заключение своих воспоминаний хочу дать наказ своим детям, внукам и правнукам. Любите и берегите друг друга. Не конфликтуйте, не ссорьтесь по пустякам, живите дружно. Поверьте, не в деньгах и богатстве счастье, а в любви. Такое же пожелание через газету передаю молодежи. Стремитесь к знаниям, ко всему доброму, любите своих родителей, будьте трудолюбивы.

г. Туран Пий-Хемского района.

Фото из семейного архива Моллеровых

"Тувинская правда" №31 от 28 июля 2021 года.