Всем претендентам на соцконтракт задавали главный вопрос: какими будут ваши обязательства? Но не все могли на него сразу ответить. Хотя секрет прост – надо было подумать – для чего государство раздает деньги. Вот именно с этим мы сейчас и разберемся.
Соцконтракты подписали почти все
На прошлой неделе прошло очередное совещание комиссии по отбору претендентом на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направление – осуществление предпринимательской деятельности. Всего рассмотрели 57 заявлений жителей Тес-Хемского, Каа-Хемского, Кызылского районов и города Кызыла. Комиссия была внушительной и очень серьезной. Возглавлял ее начальник отдела содействия занятости населения Министерства труда и социальной политики Тувы Александр Монгуш. Кроме него были представители минкультуры, минсельхоза, министерства лесного хозяйства. В комиссию входили представители Агентства инновационного развития, Фонда поддержки предпринимательства и Союза женщин России.
То есть, в случае отказа на произвол госслужащих жаловаться не придется – не все от них зависит. Впрочем, отказов почти и не было – всего несколько человек в этот раз не получили деньги на развитие своего небольшого бизнеса. Но этот отказ был не совсем категорическим: претендентам предлагали кое-что уточнить, кое-что изменить в своей программе и прийти в следующий раз – комиссии проходят регулярно. Вот, кстати, в этот раз получили поддержку те, кто не прошел предыдущую комиссию. Сейчас они немного подкорректировали свои заявки – и всё прошло.
То есть, господдержку может получить практически любой человек, правильно оформивший заявку. Разумеется, с учетом того, что он в ней нуждается. Получить помощь от государства могут только граждане России. У которых при этом среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. В Туве прожиточный минимум равняется 11 494 рублям.
При расчете среднедушевого дохода учитывают суммарный доход за три месяца, предшествующие обращению. Все средства (включая пенсии, алименты, пособия и т. д.), складывают, а потом делят на три. То, что получилось делят на количество членов семьи. Если результат получился меньше величины прожиточного минимума, то семья может подать документы для оформления социального контракта. И получить его!
Берт-Даг и Бельдир-Арыг
Комиссия работала достаточно быстро, но и достаточно «въедливо». Вот, допустим, булочная в Берт-Даге. Хорошая идея? Отличная. Булочки и круасаны лишними не бывают. Маленькая пекарня никогда не помешает. Но… пока нет подключения к электричеству. Печь стоит 75 тысяч. Были ли уже переговоры с производителем печей? Пока нет. А с энергетиками уже пробовали договориться о подключении? Тоже пока нет. Будут ли помощники, какими будут трудовые соглашения? В общем, булочной-пекарни в Берт-Даге пока не будет. Но если разобраться с подключением электричества и прочем, то шанс есть.
А вот в Бельдир-Арыге организовать доставку еды – получится. Пицца, роллы, суши… Пока этим никто не занимается в Бельдир-Арыге. Но там население всего чуть больше тысячи человек, включая младенцев, которые явно не будут есть ни суши, ни роллы. Так до Самагалтая рукой подать! Олча Оюн уже все предусмотрела. Ее супруг сейчас безработный, он и будет заниматься доставкой. Это будет семейный бизнес.
Олча Оюн уже составляет договоры купли-продажи на оборудование. Знает, что ей нужны печь, холодильник, морозильный ларь. Примерно просчитала прибыль. Комиссия ее поддержала. И вот тут первый раз прозвучал вопрос: какими будут ваши обязательства? То есть, мы вам даем деньги, а что вы должны сделать?
Обязательства - достаток
Некоторые соискатели отвечали неправильно, но… правильно. То есть, они просто перепутали свои моральные обязательства перед обществом, и обязательство перед государством. Это немного разное. Говорили о том, что у них будет трудоустроено столько-то человек. Или о том, какую волонтерскую помощь они уже оказывают. О сотрудничестве с «Кызыл кош», как собирают подарки мобилизованным, или что-то шьют для них.
Это – моральный долг. Это – по велению души. А вот что они должны государству за то, что получили от него деньги? Правильный ответ – обеспечить свою семью.
Главная цель социального контракта – помочь гражданам выйти из сложной жизненной ситуации и получить постоянный заработок для своего обеспечения. Ну, и как сверхзадача – разбогатеть. Вот так, не стесняясь – получить как можно больше прибыли. Олча Оюн, кстати, не «плавала» отвечая на этот вопрос. Учитывая состав семьи и пособия на детей, которые уже получает, она вместе с мужем должна будет зарабатывать 75 тысяч рублей.
Долг перед государством – стать состоятельным человеком. Как бы мы сейчас ни относились к европейским странам, но там общее благосостояние на этом и основано. Страны маленькие, ресурсов уже немного. Выкачивать ресурсы из стран третьего мира тоже не получится. А хорошую жизнь они обеспечивают себе именно тем, что оказывают друг другу услуги. Есть парикмахерские и косметические салоны, кто-то делает сувениры, кто-то чинит водопровод или электропроводку, кто-то шьет одежду или печет пиццу.
Вероятно, бизнес не у всех пойдет, кто-то станет богаче, кто-то – не очень. Но если сидеть и ничего не делать, то точно ничего не получится. А жители Бельдир-Арыга для начала получат возможность купить пиццу или роллы с доставкой. Что тоже очень даже неплохо.
Демонстрации и выход из тени
Некоторые соискатели решили (и правильно решили!), что больше шансов будет получить поддержку, если продемонстрировать готовую продукцию, то, чем они собираются серьезно заниматься. Демонстрация замечательных закусок и недорогой одежды в национальном стиле оказалась и демонстративным выходом из «тени». Особенно в Кызыле и Кызылском районне есть достаточно много людей, уже, по сути, нашедших свою нишу.
Например, Чейнеш Сарыглар шьет одежду. И не только в национальном тувинском стиле, но и для ансамбля «Сударушка», и детскую одежду. Она – самоучка, но одежда – замечательная. И вполне доступная по цене. Шила на дому. Но с тем оборудованием, которое у нее есть, дело шло не так быстро, как хотелось бы. К тому же, расширяя ассортимент, нуждается в скорняжной машине – будут зимние тоны или куртки.
Чейнеш Сарыглар показала образцы своей работы, которые живо заинтересовали всех обравшихся, тут была действительно неплохая одежда и вполне доступная по цене. Ну и результат – опять-таки двойной: появится больше хорошей одежды и по крайней мере один человек выходит из тени, и начинает вполне легально работать и зарабатывать.
Кристина Кужугет– пищевой технолог. После окончания учебного заведения работу не нашла. Но собрала кое-какое оборудование принимает заказы, готовит угощение на детские праздники. У нее очень симпатичные фруктовые и овощные «коробки». Но раскрутиться пока не удается – живет одна с ребенком. Если у нее будет оборудование получше, будет холодильник и вытяжка, сможет создать свой сайт, то и заказы будут больше. Она уже присмотрела помещение – 50 квадратных метров. Будет организовывать детские праздники на своей территории. Есть все шансы раскрутиться. И опять же – она, как предприниматель, тоже выйдет из «тени».
Больше пятидесяти
Больше пятидесяти человек получили средства по соцконтракту во время работы комиссии. Тут и перевозки, и лесопилки, услуги водопроводчика и клининговые услуги. Кто-то будет готовить еду, кто-то шить одежду. В Кызыле появятся новые парикмахерские и маникюрные салоны, достаточно много связано с перевозкой – пассажиров и грузов. Станет больше производителей роллов и пицц, мясных изделий. Есть желающие серьезно заниматься ремонтом квартир, химчисткой. Есть и более серьезные «тяжелые» проекты – производство тротуарной плитки и разных изделий из бетона.
Да, все эти услуги и производство сделают нашу жизнь легче и проще. Но все-таки главное – получатели соцконтракта смогут обеспечивать свои семьи, они станут сами богаче. Это ведь и есть главная цель выдачи соцконтракта. По условиям такого договора государство предоставляет гражданину денежную или натуральную помощь на безвозмездной основе, а он берет на себя обязательство улучшить свое материальное положение в долгосрочной перспективе благодаря этой мере поддержки.
Ирина КАЧАН.
Фото автора