Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

География музея расширяется

Выбор редакции
5 апреля 2023
52

Национальный музей Республики Тыва разрастается, появляются и планируются новый филиалы, его выставки проходят в сопредельных регионах, соседи приезжают с выставками к нам. И все мы, так или иначе, оказываемся вовлеченными в его орбиту.

Филиал в новом храме

В Кызыле завершается строительство крупнейшего в России буддийского монастыря «Тубтен Шедруб Линг». И на первом этаже хурээ разместится один из филиалов Национального музея. В нем будет представлена экспозиция буддийских религиозных объектов из его фондов. Пока – только из уже имеющихся. Вероятно, в дальнейшем коллекция будет пополняться.

Большинство экспонатов – из разрушенных буддийских монастырей. Всего их будет около трех тысяч. Там же разместится библиотека буддийской литературы. Вопрос с филиалом уже решен, музей выделяет для него из своего штата двенадцать сотрудников.

Филиал в Кызыл-Мажалыке

Директор Национального музея Республики Тыва Каадыр-оол Бичелдей уверенно заявляет:

- На западном направлении обязательно должен быть филиал музея, и он будет! И это неправильно, что его до сих пор нет.

Филиал можно было бы открыть хоть сейчас, но пока там просто не готово помещение. У музея должен быть юридический адрес, а как он может появиться, если само здание пока не готово к эксплуатации? То есть, все зависит от того, как скоро администрация кожууна сможет отремонтировать здание, находящееся в центре Кызыл-Мажалыка. Да, это серьезные деньги, но их необходимо изыскать.

Раньше в Кызыл-Мажалыке был небольшой музей, созданный усилиями Биче-оола Салчаковича Майны – заслуженного работника культуры РТ, ветерана музейного дела. Историко-археологический музей был открыт 18 декабря 1995 года. Из-за аварийного состояния помещения закрыт в 2016 году. Уникальные памятники, хранившиеся в нем, перешли в фонд Национального музея. Биче-оол Майны сейчас научный сотрудник отдела краеведения и туризма Национального музея.

Каадыр-оол Бичелдей полагает, что можно было бы открыть в Кызыл-Мажалыке «самодеятельный» или муниципальный музей, каким был, например, небольшой музей в Кунгуртуге, пока он тоже не стал филиалом. В любом случае, все зависит от администрации кожууна.

Музей-заповедник «Шушенское»

С этим музеем есть давние связи. Многие могут вспомнить, как выезжали туда с экскурсиями. Этими экскурсиями награждали трудовые коллективы и школьников – победителей олимпиад или соревнований. В последние годы не редкими стали выставки Национального музея Тувы в Шушенском и выставки из коллекций Шушенского музея в Туве. Эти связи только крепнут – на прошлой неделе состоялось торжественное открытие межрегиональной выставки «Крестьянский костюм Енисейской губернии конца XIX – начала XX веков» из фондов Музея-заповедника «Шушенское».

Директор Национального музея Республики Тыва Каадыр-оол Бичелдей и директор музея-заповедника «Шушенское» Андрей Фишов сошлись во мнении о важности проведения таких межрегиональных выставок. Они – лучший способ культурного обмена. Андрей Фишов отметил схожесть культур народов Енисейской Сибири, что, впрочем, и не удивительно. Русские сибиряки-крестьяне еще с конца девятнадцатого века получали разрешение на то, чтобы жить в Урянхайском крае, в то же время и араты-тувинцы исстари жили и кочевали со своими стадами на территории юга Красноярского края. А занятие тех и других сельским хозяйством давало, как результат, и сходство культуры.

Сначала в Шушенском создали музей, чтобы увековечить память о пребывании в этом сибирском селе Ленина. Сейчас специализация музея-заповедника – история, этнография, краеведение, крестьянская архитектура, художественное искусство и народное творчество, организация досуга посетителей и туристов.

География расширяется

Ну и вот привезли «шушенцы» костюмы. Выставочный проект так и называется: «Крестьянский костюм Енисейской губернии конца XIX – начала XX веков». Обращаем внимание на слова «Енисейской губернии» - тут нет указания на национальность, хотя у нас одежда на выставке воспринималась однозначно как русский костюм. Но ведь это – Сибирь. И мы отлично понимаем, что в Сибирь попадали разные люди со всей Российской империи. Тут и ссыльные, и беглые, и переселенцы.

Экспонируются традиционные костюмы переселенцев из Вологодской, Орловской, Полтавской, Рязанской и других губерний. На некоторых подписях прямо указано «Мордва» или «Украина». Обобщенно, конечно, можно представить себе некий условно русский костюм. Тем не менее, даже и традиционные узоры, которыми расшивали рубахи, заметно отличаются в разных губерниях.

А если кто-нибудь захочет сделать выставку костюмов всех народов, которые жили в Енисейской губернии, то, наверное, быстро поймет, что это – непосильная задача. Тут ведь надо будет показать костюмы и коренных народов, и костюмы представителей разных других народов, которых было мало, но они тоже жили в Сибири – немцев, эстонцев, латышей и др. Так что будем действительно считать эту выставку, экспозицией «условно русского» костюма. Тем более, что общее впечатление усилилось выступлениями хоровых коллективов. На открытии выставки прозвучали русские народные песни в исполнении детского фольклорного ансамбля «Октай», ансамбля русской народной песни Центра русской культуры «Раздолье», и фольклорного ансамбля музея-заповедника «Шушенское» «Плетень».

А вот чисто сибирский элемент – это зимняя одежда. В центральных, а тем более южных областях, просто не могло быть такого разнообразия. Из зимней одежды сибиряков представлены шуба из волчьего меха, обувь кожаная и валяная, шапки с меховой отделкой, платки и шали, рукавицы. Отдельного упоминания заслуживают женские головные уборы. Вот тут точно похожих было мало. Если рубахи, сарафаны, штаны были в общем-то похожими, то вот головные уборы как раз и давали удивительное разнообразие народного костюма в разных губерниях.

Какими мы будем соседями

Несмотря на свою богатую коллекцию костюмов, гости не могли не обратить внимания на сценическую одежду участников ансамбля «Октай». Они отметили аутентичность, и сказали, что каждый из костюмов мог бы занять почетное место в их коллекции.

Одним из номеров «Октая» была шуточная свадебная песня. Ребята разделились на две группы – кто кого перепоет-переспорит: «Наше небо выше, наша вода чище, наше солнце ярче, наши звезды выше» и так далее, вплоть до «Наши девки краше, наши парни лучше». В общем-то тоже несколько традиционное «состязание» соседей, у которых так много общего, но каждому хочется «перетянуть» одеяло. В свадебном, шутливом варианте – это выглядит здорово. Главное, чтобы не переросло в образ жизни.

Каадыр-оол Бичелдей коснулся истории, рассказал, о том, как, начиная с семнадцатого века, налаживали связи между двумя народами, о том, как протекторат стал началом юридического вхождения в состав России. «Нам суждено было стать соседями – в Российской Федерации наши регионы рядом. А вот какими мы будем соседями, это уже решать нам самим».

Судя по выставке, по общим культурным связям, соседи мы хорошие.

Посетить выставку «Крестьянский костюм Енисейской губернии конца XIX – начала XX веков» можно будет посетить до 29 мая.

Ирина КАЧАН.

Фото автора.

"Тувинская правда" № 24 от 5 апреля 2023 года