Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Гениальный кузнец

Читаемое
18 июня 2025
16

«Гениальный» - это просто перевод имени Кенина Сата. Но в том, что он – гениальный кузнец, никто не сомневается. В Центре развития тувинской культуры уверены, что на расстоянии тысяч километров нет лучше кузнеца, чем Кенин Сат. И легенды о нем появляются уже сейчас. Но на его примере можно рассмотреть и проблемы мастеров Тувы.

Легенды? Нет!

На прошлой неделе Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел им. К. Б. Ондара пригласил всех желающих на мастер-класс по ковке клинка традиционного тувинского ножа «кестик». Пообещали, что под руководством опытных кузнецов каждый сможет создать собственный клинок. Не чувствуя в себе кузнечных талантов, иду, чтобы просто посмотреть. Вероятно, никто в тот день не обнаружил в себе дара кузнеца. По крайней мере, в первой половине дня никто не пришел. Но это дало возможность поговорить и с кузнецом Кенином Сатом, и с директором Центра развития тувинской культуры Игорем Кошкендеем.

Но сначала о легенде, которая на самом деле быль. На церемонии инаугурации на главу региона должны были возложить должностной знак губернатора – массивную цепь с подвесом в виде герба республики. Но с проектом регалий подзадержались. Сделали эскиз. Так ведь его еще воплотить надо. Обратились в новосибирскую ювелирную мастерскую. Там рассмотрели эскиз и сказали, что бригада берется его изготовить за два месяца. Но двух месяцев не было. Обратились к монголам. Там подумали и сказали, что за месяц могут и сделать. Но и месяца уже не было. В Туве мастера тоже сомневались, что такую сложную работу можно быстро выполнить. А Кенин Сат взялся. Пять дней и ночей он ковал, паял, отливал, калил, чеканил… На его работу можно было только молча смотреть, чтобы не мешать. И вот за пять суток он сделал губернаторскую цепь.

Кстати, сам он о ней не рассказывал. Он больше говорил о том, как работал над упряжью для коня, которого подарили Владимиру Путину. И да, такую работу за честь для себя посчитает любой мастер, любой ювелир. Если бы он жил лет двести назад, то его имя точно дошло бы до нас в легендах. Но он живет сейчас. И сейчас видны больше не легенды, а проблемы, с которыми сталкиваются те, кто берется сохранять и развивать тувинскую материальную культуру.

Мальчик из Хайыракана

Родился Кенин в Хайыракане (Дзун-Хемчик). По его словам, в их роду были великие мастера – его дяди, дедушка. Они работали с кожей, с деревом. Бабушка шила традиционную одежду, дедушка мог изготовить любую домашнюю утварь и мебель. А кузнец – он первый в роду. Впрочем, работает с разными материалами. Что бы сделать ту же упряжь для коня, надо работать и с металлом и с кожей.

С детства любил наблюдать, как в руках мастеров рождаются красивые вещи, что-то делал в подражание им. Но как старший ребенок в многодетной семье (семеро детей) был вынужден рано пойти на работу, сначала чабанил, потом армия. А потом снова пас скот. Для увлечения, для народных промыслов, оставались только ночи.

Кенин Сат уверен, что одно из главных качеств мастера – упорство. Без упорства ничего не получится. У него было много учеников, вроде у кого-то и все получалось хорошо, но они становились сварщиками, строителями. В защиту учеников можно только сказать, что, может, упорства им и хватало, но не хватало заработка. А работа в строительстве – верный заработок.

У Кенина Сата нет сыновей, только три дочери. Девочки точно кузнецами не станут, не женское это дело. Младшая дочь вяжет. Вроде ее работой все довольны. Первый свой заработок она отправила в фонд поддержки наших воинов на СВО. В их семье ведь тоже есть родственники, которые воюют.

Проблемы

Работы у кузнеца много, но она непостоянная. Например, на Наадым нужно изготавливать награды, медали. Разным чиновникам для подарков гостям республики порой нужны разные предметы. Простые люди не так уж и часто заказывают упряжь для коня, огниво или серебряные чавага – регион у нас небогатый.

Сначала места для работы у кузнеца не было, потом его «взяли под крыло» в Центре тувинской культуры, за что он им очень благодарен. Да, зимой в его полуземлянке жарко, когда отключают отопление – холодно. И да, места, конечно, не хватает. Нужны отдельные помещения для разных работ, особенно для воска. Чтобы работать с восковыми оттисками, нужна очень чистая комната, без пыли. А у него тут самодельный пескоструй.

На Алтае Кенин Кудуш-оолович увидел условия, которые созданы для мастеров. Там работают 34 мастера. Муниципальные власти сами оплачивают горячую и холодную воду, электричество, отопление, есть официальная зарплата, и, соответственно, пенсия.

Ставки кузнеца в Центре тувинской культуры нет. Что мастер сделает, за то и деньги получит. Нет заказов – нет денег. Мастер уже не молод, пенсия не за горами. Минимальная. Естественно, захотелось выяснить у Игоря Кошкендея, можно ли как-то организовать ставку. Оказывается, он уже пробовал сделать это при прежнем министре. Не получилось. Но сказал, что на этой неделе будет продолжать добиваться ее. Впрочем, судя по тому, что было озвучено на «круглом столе» фестиваля «Вселенная кочевника», особой надежды нет: новые ставки федеральное министерство не дает. А республика сама не может платить своим мастерам.

Проекция на историю

А что с проекцией на историю? Да там то же самое было! Некоторые люди порой любят говорить, что правительство ТНР запрещало заниматься народными промыслами. Да не было такого. Никто не может запретить хозяйке готовить национальные блюда, никто не запрещал изготавливать разную утварь или музыкальные инструменты, а камнерезов откровенно поддерживали.

Но вот ведь какая закавыка. Не поддерживали большинство мастеров народных промыслов: кузнецов, швей, тех, кто изготавливает народные инструменты. Работы было много, и надо чтобы все работали – на производстве, на комбинатах, в строительстве. Хотите шить национальную одежду? Да пожалуйста. Но только в свободное от работы время. А профессионально, то есть, чтобы платили – так это только тем, кто обслуживал творческие коллективы. Впрочем, и народных, национальных, коллективов было совсем немного – надо было быстро осваивать мировое искусство, которое долгое время оставалось практически закрытым от Тувы.

Вот так и работали – много быстро, осваивали все новое, времени и средств на народную культуру нет... Ну и мы знаем, к чему это привело. Вот именно к тому, что уже в конце ХХ века пришлось по крупицам собирать то, что осталось.

А что будет, если мы сейчас не сможем организовать поддержку? Много ли молодых людей захотят продолжать традиции? Мы уже знаем талантливых школьников, которые, повзрослев, отказались от того, чтобы стать камнерезами, только потому, что поняли: обычная работа и надежный заработок важнее для семьи.

Кенин Сат – улуг дарган! И да, о нем и раньше слагали бы легенды, и сейчас слагают. Но если уж соловья баснями не кормят, то кузнецов и подавно. Одно непонятно: неужели для своих великих мастеров нельзя создать сносные условия?

Ирина Качан

Фото автора и из архива Центра тувинской культуры

1 – Улуг дарган Кенин Сат

3 – К вопросу об оборудовании. Это – самодельный пескоструй

5 – Эта цепь – регалии губернатора

6 – Все готово к инаугурации: и Конституция и цепь с повесом в виде герба