Уникальность Тувы, кроме всего прочего, еще и в том, что она никогда не перестает удивлять. Вы можете жить здесь долгие годы, и все равно всегда есть шанс встретиться с чем-то необычным, ломающим стереотипы. Например, с тувинскими казаками.
Ломаем стереотипы
При слове «казак» все представляют примерно одинаковый образ: лампасы, папаха, шашка, верный конь. Ну, еще что-то из «Тихого Дона» Шолохова, или «Тараса Бульбы» Гоголя, или «Казаков» Толстого. Ну да, классики русской литературы достаточно часто описывали жизнь казаков, разбирались в типичных чертах характера. Кроме внешних примет, казаков представляют непременно православными.
Хотя вот есть и другие стереотипы – как казаки нагайками разгоняли мирные демонстрации в начале ХХ века. И казаки в основном осваивали Сибирь. Хотя, чего уж там, завоевывали тоже. Воевали с местными племенами и народами, что не добавляло к них хорошего отношения именно у местных. Ну, вроде бы все стереотипы? И да, принято считать, что они – русские, хотя некоторые выделяют их в отдельную этносоциальную общность. В общем примерно все так. Но есть еще и многое другое. Да, вольница. Но службу несут верно, уж кому присягнули. В Гражданской войне казаки воевали с обеих сторон. Как и в Великой Отечественной. Да и сейчас немало казаков участвуют в спецоперации.
От перевода слов суть не меняется
И все-таки есть что-то знакомое в целом, в быте, в организации войска. Вот посмотрите: казаки жили в станицах с семьями. Когда начинались боевые действия, оставляли дома (хаты) и шли воевать. Армия Чингисхана формировалась по такому же принципу – все живут в своих аалах, арбанах. Когда начинаются боевые действия от каждого арбана по десять человек, от более крупных сообществ – более крупные отряды. Конь? Ну, это как бы само собой подразумевается. Да и вольница тоже есть, степная. Хотя есть и иерархия. Ну, похоже ведь? Кстати, казаками могли быть не только именно потомственные казаки, но и беглые крестьяне, казахи, калмыки, осетины… В общем, те, кому дорога свобода, кто готов расковать жизнью, и, главное, защищать свою землю.
К патриотизму у казаков непременно прилагается вера. Православие? Да! Но не только. Об «ордынских» или «азовских» казаках можно встретить упоминания в летописях эпохи Ивана III. В донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». Но татарские казаки, как русские и малороссийские никакой власти над собой не желали. Хотя службу несли исправно. Говорят, что в архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение: «происхожу из рода кипчак», или «из рода ногайских мурз». Некоторые принимали православие, другие – нет. Все это достаточно близко и к традиционному укладу тувинцев.
Статью Ирины Качан полностью читайте в завтрашнем номере газеты.
Где казак, там и слава
25 октября 2024
25