Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Где казак, там и слава

28 октября 2024
18

Уникальность Тувы, кроме всего прочего, еще и в том, что она никогда не перестает удивлять. Вы можете жить здесь долгие годы, и все равно всегда есть шанс встретиться с чем-то необычным, ломающим стереотипы. Например, с тувинскими казаками.

Ломаем стереотипы

При слове «казак» все представляют примерно одинаковый образ: лампасы, папаха, шашка, верный конь. Ну, еще что-то из «Тихого Дона» Шолохова, или «Тараса Бульбы» Гоголя, или «Казаков» Толстого. Ну да, классики русской литературы достаточно часто описывали жизнь казаков, разбирались в типичных чертах характера. Кроме внешних примет, казаков представляют непременно православными.

Хотя вот есть и другие стереотипы – как казаки нагайками разгоняли мирные демонстрации в начале ХХ века. И казаки в основном осваивали Сибирь. Хотя, чего уж там, завоевывали тоже. Воевали с местными племенами и народами, что не добавляло к них хорошего отношения именно у местных. Ну, вроде бы все стереотипы? И да, принято считать, что они – русские, хотя некоторые выделяют их в отдельную этносоциальную общность. В общем примерно все так. Но есть еще и многое другое. Да, вольница. Но службу несут верно, уж кому присягнули. В Гражданской войне казаки воевали с обеих сторон. Как и в Великой Отечественной. Да и сейчас немало казаков участвуют в спецоперации.

От перевода слов суть не меняется

И все-таки есть что-то знакомое в целом, в быте, в организации войска. Вот посмотрите: казаки жили в станицах с семьями. Когда начинались боевые действия, оставляли дома (хаты) и шли воевать. Армия Чингисхана формировалась по такому же принципу – все живут в своих аалах, арбанах. Когда начинаются боевые действия от каждого арбана по десять человек, от более крупных сообществ – более крупные отряды. Конь? Ну, это как бы само собой подразумевается. Да и вольница тоже есть, степная. Хотя есть и иерархия. Ну, похоже ведь? Кстати, казаками могли быть не только именно потомственные казаки, но и беглые крестьяне, казахи, калмыки, осетины… В общем, те, кому дорога свобода, кто готов расковать жизнью, и, главное, защищать свою землю.

К патриотизму у казаков непременно прилагается вера. Православие? Да! Но не только. Об «ордынских» или «азовских» казаках можно встретить упоминания в летописях эпохи Ивана III. В донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». Но татарские казаки, как русские и малороссийские никакой власти над собой не желали. Хотя службу несли исправно. Говорят, что в архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение: «происхожу из рода кипчак», или «из рода ногайских мурз». Некоторые принимали православие, другие – нет. Все это достаточно близко и к традиционному укладу тувинцев. Но все равно звучит несколько странно, когда награждают «подъесаула Ооржака».

Рабочее совещание

О том, что собой представляют казаки, уже написаны сотник книг, а будет, наверняка и еще больше. В любом случае эта общность принята и на государственном уровне, раз есть Федеральный закон (от 5 декабря 2005 года) «О государственной службе российского казачества». Закон старый, но поправок в него достаточно много. Последняя внесена буквально на днях.

Есть и региональные законодательные акты, в том числе и в Туве. А в минувший четверг, 24 октября, в Центре русской культуры состоялось заседание комиссии по делам казачества Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе Тувы. В работе этой комиссии приняли участие атаманы и казаки Верхне-Енисейского окружного казачьего общества, руководители федеральных и региональных органов власти, представители Кызыльской епархии. На ней рассмотрены достигнутые результаты за первое полугодие 2024 года, определены механизмы по решению разных проблемных вопросов. Ну и конечно речь шла о том, как будут решать задачи, поставленные в Стратегии государственной политики России в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы.

Атаман Верхне-Енисейского окружного казачьего общества по приказу Атамана Енисейского войскового казачьего общества, казачьего генерала Артамонова Павла Петровича присвоил казачьи чины, объявил о наградах - казаки были награждены крестом «За заслуги перед казачеством России» разных степеней.

По мнению отца Амвросия, военное дело, патриотическое воспитание – это для казаков очень важно. Но еще важнее нравственная и религиозно-духовная составляющая. Четкое понимание своей патриотической ответственности всегда отличало казачество. Он привел интересный пример: в Челябинская область очень многонациональна. Там живут русские, татары, башкиры, казахи и представители многих других народов. И там крепкие казачьи традиции. Может быть потому, что в Челябинской области… есть Париж, Лейпциг, Фершампенуаз, Берлин, Варна. Названия этих городов официальными законодательными актами были присвоены казачьим поселениям в память о военных сражениях, в которых казачество принимало активное участие. Сражение под Лейпцигом в ходе Отечественной войны 1812 года завершилось полной победой русских, в чем важную роль сыграл именно казачий полк под командованием Ивана Ефремова. Казаки не только остановили наступление противника, но и захватили в плен около 15 тыс. французов. Но вернемся в Туву.

Подъесаул Ооржак

Эренчину Ооржаку присвоено звание подъесаул. И он награжден казачьим крестом «За заслуги перед отечеством». Эренчин Эрес-оолович — ветеран боевых действий, участник Чеченской войны, пенсионер правоохранительных органов, участник СВО, доброволец из специального отряда БАРС, офицер запаса. Сейчас он живет в пгт Каа-Хем, но как казак относится к Чербинскому хуторскому казачьему обществу/ Батый Монгуш, тоже казак, рассказал, что звание в казачьих войсках не переносится автоматически из армии. Можно быть хоть генералом, но становясь казаком, ты получаешь, собственно, и первое звание - казак, это как рядовой. Потом получаешь следующее звание уже за заслуги именно перед казачеством.

Много ли сейчас в Туве казаков? Недавно указывали цифру – 240 человек. Но сейчас иначе. Большинства из них ведь нет в Туве – они в зоне СВО. Казаки формируют добровольные отряды, заключают договор с Министерством обороны. И много в этих казачьих формированиях от Тувы именно тувинцев? Батый Монгуш ответил просто: «Они все тувинцы».

Кстати, есть особенность прохождения военной службы казаками. Просто мобилизованные воюют до конца СВО, неопределенный срок. А казаки заключают контракты на определенные сроки. Например, на год или полгода. Потом могут продлить контракт. Или не продлевать. Чаще продлевают. В общем, Тува всегда может удивить. Но давайте уж не удивляться тому, что тувинцы становятся казаками. Это нормально.

Ирина Качан.

Фото автора и Верхне-Енисейского окружного казачьего общества.