Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Гадание по театральной премьере. Часть вторая – Аянгаты

Выбор редакции
15 ноября 2023
20


В прошлом материале мы достаточно подробно разобрали, что бывает, если театральный сезон начинают не с традиционного «Хайыран бот», а с другого спектакля. И как можно предсказать последствия этого. Но у каждой истории есть свое начало. Давайте теперь не прогнозировать, а смотреть на истоки.

Давным-давно…

То, что у нас сейчас есть, то, что нас окружает, обязательно как-то начиналось. Как и любая история – с «жили-были», или «давным-давно в далекой галактике», или «когда озеро Сут-Холь было маленькой лужицей, а гора Сумбер-Ула была маленьким холмиком…».

То, что будет – начинается сейчас. Где-то растет маленький мальчик, который будет Главой Тувы (не обижайте маленьких мальчиков!). А где-то другой подросток сегодня выпил первый стакан алкоголя. Потом он погубит своих родственников. Но сейчас мы не будем о совсем грустных вещах. Сейчас мы ищем истоки перемен в театральном мире, и идем вглубь истории.

Значит так. Все началось с премьеры спектакля «Лавина» и заложенной в ней идеи изменений. А она (премьера) началась с того, что Орлан Монгуш несколько лет назад участвовал в постановке «Лавины» в Канском драматическом театре. Его пригласили ставить пластику. Он был не совсем согласен с постановкой, и решил, что надо делать все немного иначе.

Теперь, углубляясь дальше, надо бы сказать, почему именно он начал ставить спектакли, и почему он занимался пластикой… И получится почти как «Дом, который построил Джек», события и факты будут накручиваться с повторами. Поэтому немого отойдем от сказочной риторики, и просто немного расскажем об Орлане Монгуше.

Ведите себя хорошо на уроках русского языка!

Он вовсе не мечтал с детства ставить спектакли. И вообще не думал об искусстве. Он собирался стать спортсменом. В беге на пять километров в своей возрастной категории занял первое место в республике. После десятого класса отправил документы в Ленинград. В Университет физической культуры.

Но… Вот, всегда есть какое-то «но». Еще в седьмом классе на уроке русского языка его одноклассник из маленькой рогатки попал ему в глаз. Ну, все баловались. А мама – завуч, его еще и указкой по голове стукнула, чтобы не баловался. От указки вреда не было, а от пульки – была. Зрение пропало. За две недели в больнице ситуацию поправили, зрение вернулось. Но в десятом классе на экзамене по физике он вдруг понял, что не видит доску. Пелена. А в физкультурном вузе нужно было стопроцентное здоровье. В общем, не поступил.

И тут вспомнил другое увлечение – он танцевал еще с четвертого класса. А когда стал постарше – вел школьные вечера. Ну что же – сцена зовет!

Хореографическое отделение Восточно-Сибирского государственного института культуры он окончил в 1985 году. Потом – работал в балетной группе Государственного ансамбля песни и танца «Саяны». Был солистом этого самого знаменитого коллектива Тувы. В 1989 году на Международном конкурсе исполнителей народного танца и балетмейстеров получил Гран-при. Надо идти дальше! И в том же 1989 году поступил в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) на балетмейстерский факультет.

Это легко сказать – «поступил». А там набирал курс Лев Голованов – педагог, балетмейстер, репетитор и великий танцовщик, правая рука Игоря Моисеева. 22 человека на одно место!

И легко сказать «учился», когда наступили девяностые годы… Купил камеру, подрабатывал на съемках свадеб. С тех пор осталась горсточка дивных историй. Например, на стандартный вопрос: «Вы согласны?», жених отвечает: «Нет», а невеста падает в обморок.

Танцы, роли, постановки

Ну, вот так началась картера. Потом много чего было. Из «Саян» пришлось уйти – график гастролей и учеба не совпадали. Работал в качестве балетмейстера в музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола: «Кудер Анчы», «Вестсайдская история», «Мальчик с тремя знаниями», «Аргада чыыш», «Оргул», «Госпожа министерша», «Кентервильское привидение», «Вернись, мой друг, вернись» и другие.

Алексей Ооржак заметил в нем драматический талант. Стал играть разные роли, хоть и не самые главные. Наверное, многие актеры не прочь стать режиссерами. По крайней мере те, у кого есть собственное мнение. Есть собственное видение концепции спектакля, но с режиссером особенно не поспоришь.

Что можно сделать в такой ситуации? Все просто – выучиться на режиссера. В 2021 году Орлан Монгуш окончил режиссерский факультет (режиссер драмы) Института Театрального Искусства в Москве. Первая режиссерская работа в Национальном театре - «Дээр суу узаал-ла!..» (Черпнем воды с небес) в жанре драмы-эссе, 2021 год. Вторая – драма-притча «Көшке» (Лавина), как раз та самая, которая открыла 88-ой театральный сезон.

И вот тут мы сталкиваемся с небольшой трудностью. Орлан Монгуш готов рассказывать о своих актерских работах, о том, как ставил хореографические номера, даже о том, как был 2001 году удостоен звания «Заслуженный артист Республики Тыва». Но не о режиссерских работах.

Он сказал только, что как режиссер, он – младенец. Ах, «младенец»! Ладно, тогда выясним, где родился «младенец». Тут и всплыло название Аянгаты.

«Ягодная поляна»

Нет, это не «Земляничная поляна», это – народная этимология топонима «Аянгаты». Хотя, по мнению О. Г. Молчановой (доктора филологических наук) слово произошло от монгольского «аянгатуй» означает «громовая, или удар грома». «Удар грома», как кажется, точнее.

Потому что здесь родился человек, который резко, как удар грома, повернул историю Тувы. Полагаю, что все уже догадались, речь идет о Монгуше Буян-Бадыргы. Вот уж кто умел действительно все изменять. Да, он родился не в юрте знатного нойона, а в юрте бедного табунщика, который, тем не менее, был родней нойона Хайдыпа. И эта юрта стояла вот где-то здесь, недалеко от села.

Явно нет смысла рассказывать об основателе Тувинской Народной Республики и его роли в истории. Его знают все. Первый памятник Буян-Бадыргы был установлен в Кызыле, второй – в Чадане, и вот, наконец, третий – на его родине, в Аянгаты, весной 2022 года. В отличие от двух первых, он – стоит. Ну да, в Чадане сидит грозный гун-нойон, в Кызыле – основатель ТНР. А здесь – стоит. Из уважения к родной земле.

Из этого маленького села на фронт Великой отечественной войны отправились три добровольца: Шулуун-оол Монгуш, Пичен-оол Сарыглар и Сундуй Монгуш. Вернулись не все. И сейчас, продолжая традиции, здесь есть добровольцы.

В этом году в Аянгаты установили памятник герою СВО Хурешу Монгушу. Авторы проекта – член Тувинского «Боевого Братства», художник и скульптор Радомир Балган и председатель регионального отделения Союза художников РФ Аяс Кагай-оол. Хуреш Монгуш– разведчик-снайпер, ефрейтор, погиб при выполнении боевого задания в ходе специальной военной операции под Херсоном.

В общем, «Удар грома» - подходящее название для села.

Октябри

И еще сумон и его окрестности интересны тем, что здесь много людей с именем Октябрь или Октябрина. Если говорить об изменениях, то нет, не с Октябрьской революцией это связано. Но к Орлану Монгушу имеет отношение. То есть, к его отцу.

Октябрь Чамыянович Монгуш по материнской линии - довольно близкий родственник Буян-Бадыргы. Но, понятно, это имя долгое время было под запретом. Родители юного Октября увидели объявление о дополнительном приеме балетную группу театра и решили отдать туда своего сына. К сожалению, в 1948 году балетную группу расформировали. Но за это время Октябрь сумел показать себя – никто лучше него не исполнял степ.

А тут – опять изменения, и в 1949 году он окончил Тувинскую фельдшерско-акушерскую школу. Стал одним из первых акушеров-гинекологов республики. Он принял многих младенцев. И очень часто имя новорожденному давали такое же, как у человека, который помогал с родами.

Что еще можно сказать о сумоне Аянгаты? Много чего можно сказать, и, как кажется, к этой теме мы еще не раз вернемся. А пока достаточно запомнить, что он был одним из сумонов кожууна Даа, существовал, по крайней мере еще с XVIII века. Через Аянгаты было удобно торговать с Монголией и Китаем. Некий Копчаа, проживавший на реке Малая Аянгаты, вел обширную торговлю с русскими купцами на Хемчике, был главным поставщиком гуртов овец и лошадей, скупаемых им у тувинцев из окрестностей Улангома, Кобдо и Улясутая.

Вот мы и пришли к истоку некоторых очень важных изменений в истории национального театра, да и всей Тувы. Они начинались в Аянгаты.

Ирина КАЧАН