Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Гадание по театральной премьере

Выбор редакции
12 ноября 2023
57


Не знаю, заметили ли вы, но когда очередной театральный сезон начинается не с традиционного "Хайыран бот", в театре происходят разные перемены, вплоть до глобальных: может смениться директор или главный режиссер, может измениться подход к формированию репертуара, могут уйти старые знаменитые актеры или появится группа новых. Или еще что-то изменится. Вероятно, нынешний сезон начался вовсе с невероятной премьеры, если изменилось почти все. Впрочем, так ли это? Давайте посмотрим.

Лавина сметает все?

Если кто-то забыл, напоминаем, что нынешний сезон начался с премьеры спектакля по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина». Эту пьесу уже ставили во многих театрах России и не только. Но отследить, были ли там какие изменения, мы вряд ли сможем. Тем более, что не везде ведь же есть традиционные спектакли для открытия сезона. Режиссер спектакля в нашем театре - Орлан Монгуш, заслуженный артист Тувы.

Что изменилось у нас? В первую очередь - новый директор и новый режиссер. Что может измениться с их приходом?

Начнем с директора. И увидим интересную рокировку.

Директор

Новый директор Национального театра - Саян Монгуш. До недавнего времени он работал директором Театра кукол, а директором "большого" театра был Начын Шалык. Причем, он возглавил театр уже второй раз.

А как появился сам Театр кукол? Когда Начын Шалык был директором Национального театра в первый раз, он, собственно, и создал "малую сцену", перестроил театральные мастерские так, чтобы в этих помещениях можно было ставить спектакли.

И то, что должен быть театр кукол - это тоже была его идея. И вот, приехал первый состав "кукольников". Директором нового театра стал опять же Начын Шалык. Сначала много не хватало - была практически только группа артистов. Главным режиссером стала Светлана Ондар. Впрочем, никаких других профессиональных режиссеров-кукольников и не было. Но театр быстро развивался. Кого-то отправили учиться на режиссера, кого-то на художника оформителя, звукорежиссера...

Но тут в Министерстве культуры происходят какие-то кульбиты, И Начын Шалык становится тем, кем и был по сути - "всего-навсего" потрясающим художником. А директором Театра кукол - Саян Монгуш.

Саян Монгуш быстро проявил себя как талантливый администратор. Сначала было страшно, не испортит ли он те интересные ростки Театра кукол, которые уже появились? Не испортил. Больше того, он занял самую правильную позицию - позволил творцам - творить. Отслеживал только результаты процесса. Полностью сосредоточился на обеспечении этого самого процесса. Занимался кадрами, ремонтом, новым оборудованием. Умело отслеживал гранты и программы.

Новая мебель и новая светотехника, новые специалисты, и, как следствие - новые спектакли, некоторые из которых уже считаются легендарными в кругу театров кукол России. В планах - новые проекты, перестройка здания и многое другое.

А потрясающий художник Шалык Начын в это время возвращается директором в Национальный театр. И занимается административной работой, к большому сожалению почитателей его таланта. Впрочем, порой занимается и оформлением спектаклей, к большому удовольствию тех же почитателей.

Рокировка

И вот в этом сезоне Начын Шалык оставляет кресло директора. Какое-то время (еще в самом начале осени) была интрига - кто же займет его кресло. Но вот, если честно, замены ему не видели. Впрочем, в Министерстве культуры - увидели. Конечно - Саян Монгуш. Управлять небольшим (и по объему, и по количеству кадров) театром он смог великолепно, а вот справится ли с большим? Судя по всем, пока ему это отлично удается.

Директором Театра кукол стал человек с большим опытом управления. Станислав Ириль с 2013 по 2021 годы возглавлял Национальный театр Тувы: как раз в промежутке между первым и вторым директорствами Начына Шалыка.

В целом картина выглядит так - Шалык начинает - Саян Монгуш и Станислав Ириль продолжают и развивают, причем, продолжают достаточно успешно. Может ли в этом плане что-то особенно сильно измениться в политике театров? Вряд ли. Это - три профессионала, которые умеют поддержать всё лучшее, что было. А если было что-то не очень хорошее, от этого легко и отказаться.

Что нас ждет в театрах в ближайшем будущем? Пока - все идет по планам, уже составленным прежними руководителями. В Театре кукол, будем надеяться, продолжится генеральная реконструкция, перестройка и "достройка" здания.

В Национальном театре пока тоже без глобальных изменений, но, зная энергию нового директора, можно к ним быть готовыми. Впрочем, как кажется, и здесь Саян Монгуш не будет особо вмешиваться в творческий процесс.

Главный режиссер

Еще одно серьезное изменение в Национальном театре - новый главный режиссер. Заслуженный артист Республики Тыва Леонид Кан-оол. Ну как, новый? Как главный режиссер - новый, но как режиссер-постановщик - с 2017 года.

Будем ли от него ждать серьезную перемену в политике театра? А вот это - интересный вопрос. Но чтобы ответить не него, достаточно взглянуть на одну из последних его работ. Точнее - "Модэ. Начало империи". История о Модэ - завершающая часть трилогии о великих полководцах, оставивших свой след в истории древней Тувы, которую задумал Алексей Ооржак. Первые две части трилогии – историческая драма-эссе «Кто ты, Субедей?» и историческая драма «Культегин». Их ставил сам Алексей Орржак, и они уже вошли в сокровищницу тувинского театра. Это два потрясающих спектакля, которые вряд ли сойдут со сцены в ближайшее время.

Третью часть Алексей Ооржак поставить не успел. Но спектакль создали как раз к его юбилею. Нужно было сохранить стилистику и идею. Нужно было, чтобы спектакли действительно были как трилогия, а не разрозненные постановки. Кто бы с этим справился?

Когда решили завершать трилогию, директором театра был Начын Шалык, который долго работал вместе с Алексеем Ооржаком. Можно сказать, что и постановка, и оформление - их совместная работа. Начын Шалык знал, как рассуждает режиссер, знал, какие идеи и смысл вносил он в эти постановки. И кого он решает назначить постановщиком завершающей части трилогии?

Ну да, все уже поняли, что это был Леонид Кан-оол. Именно он оказался ближе всего по духу к тому, что создавал на сцене Алексей Ооржак. Алексей Кара-оолович был главным режиссером театра с 1993 года по 2019, практически все замечательные спектакли, которые мы помним, были созданы в это время.

И если Леонид Кан-оол среди всех режиссеров Национального театра оказался ближе всех ему по духу, то мы можем и ожидать продолжения традиций прославленного режиссера.

Возвращаемся к "Лавине"

Ну да, а началось все с того, что открыть новый сезон решили не традиционным спектаклем "Хайыран бот", а именно "Лавиной". Причем, сделать это решило еще прежнее руководство.

Но вот что действительно интересно: ведь смысл спектакля - тоже в том, что все меняется. Можно, конечно, говорить о множественности идей и смыслов, о том, что люди должны и могут свободно говорить и проявлять эмоции, о том, какой сложной может оказаться проблема выбора и т. д.

Но вспоминаем финал спектакля - меняется все. Абсолютно все: и уклад жизни этом, затерянной в горах деревушки, и мировоззрение ее жителей. Да все меняется. Вот эти перемены настигли и наш Национальный театр.

Но тут есть и еще нечто совершенно удивительно. Где начались эти изменения? А там же, где начиналось и самое большое изменение в истории Тувы... В Аянгаты. Отлично понимаю, что это может показаться странным. И понимаю, что особую логику тут мало кто заметит. Но сохраним интригу - об этом скоро будет отдельный материал.

Ирина КАЧАН