Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Филармонические вечера. Классика!

30 апреля 2021
66

И даже в наше не совсем обычное время пандемии стараются проводить интересные встречи на исторической сцене, которая помнит многих известных исполнителей. Так, вновь в Туве побывал в апреле маэстро гобоя Алексей Балашов. Элегантен, подтянут, позитивен – в белом: праздник общения со зрителями. И еще с удовольствием говорил с ребятами из школы № 8 с правого берега, которые запомнили программу «Гобой на Енисее» на всю жизнь.    

Как-то выступал в центре Азии скрипач Петр Лундстрем. Захотелось развивать связи. Принципиально договорились о мастер-классах для детей. Это наше министерство культуры поддержало. В апреле уроки прошли в Республиканской школе искусств, многие мальчики и девочки получили неоценимые знания о технике исполнения, да просто говорить с мастерами такого уровня – счастье.  

Приехали в Кызыл солисты Творческой мастерской Леонида Лундстрема: сам руководитель, скрипач, его супруга пианистка Мария Воскресенская, виолончелист Владимир Нор, скрипачка Полина Лундстрем (Шупилова), лауреат международных конкурсов Петр Лундстрем. И если мастерская сначала была только летней, то сейчас открыта в любое время года. С ее работой знакомил сам руководитель, ученик Леонида Когана. Случилось это на концерте в Тувинской государственной филармонии, в котором приняли участие все гости, кроме скрипачки.

Какой это был подарок! Музыка заполнила всё-всё-всё пространство, проникала под кожу каждого слушателя. И наш симфонический оркестр блистал (шли репетиции с гостями, не хотелось ударить в грязь лицом). Чувствовалось: соскучились по публике, дирижер Начын Донгак был на высоте. Растут творчески. Похвально.

В первом отделении мы знакомились с гостями. Какие у них роскошные композиции, какое звучание удивительных старинных инструментов! Сочное, глубокое, всепоглощающее. И мы плывем над облаками, да практически уже в Космосе. Космосе – царстве Музыки, вечной, на века, делающей человека лучше и достойнее…

Тепло говорил Леонид Лундстрем с аудиторией – как со старыми знакомыми. Такое впечатление, что мы уютно расположились у камелька в красивой гостиной, получаем удовольствие от роскоши общения. Да, коронавирус научил ценить многие вещи, казавшиеся обычными до его появления. Гость подметил: И. Бах заметил, что музыка есть для того, чтобы сердца не окаменели. И слушая его сюиту ре минор, находишь подтверждение простой истине. Это Владимир Нор задал тон. Трио Л. Бетховена подарило Лундстрем трио: Мария Воскресенская, Леонид Лундстрем, Владимир Нор. Да, согласимся: композитор так говорил про себя – он один, а королей и герцогов много. Бетховен вечен! Услышали мы и дуэт виолончелистов Владимира Нора и Кежиктига Монгуша. Редкое для нас явление, потому и особо отрадное.

Но уж для кого получился действительно необычный вечер, так для Ураны Хомушку. Петр Лундстрем и Мария Воскресенская представили ее обработку в классическом стиле известной тувинской народной песни «Хандагайты». И еще на бис исполнили. От благодарного композитора – подарки гостям, рукопожатия. Первое отделение завершал Петр Лундстрем с «Интродукцией и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса.

Гости запомнились легкостью подачи самых трудных пассажей, прозрачностью звучания, воздушной музыкой. Лучшие из лучших представители творческой интеллигенции страны.

Второе отделение – симфонический оркестр им. В. Токи. Увидели мы сначала и дирижера Леонида Лундстрема, это «Концерт № 28» для фортепиано с оркестром ре мажор В. Моцарта, за роялем – Мария Воскресенская. Такое ощущение, что коллектив стал больше, так объемно звучал. Как и в представленных далее мелодиях В. Токи, за дирижерским пультом – Начын Донгак. В «Ноктюрне» для гобоя с оркестром солировал Шоран Очур, а в «Концерте» для скрипки с оркестром – Петр Лундстрем. А «Таежная симфония» заискрилась новыми гранями, просто объемное звучание, волна за волной позлащающее сидящих в зале. Волшебные мгновения живого звука…

Здорово! Слушатели – собрался полный зал – долго аплодировали, стоя благодарили за счастье реального концерта. Фантастические ощущения. Классика правила бал.

Минувший год научил нас ловить мгновение здесь и сейчас. С планами ныне весьма сложно. Директор филармонии Игорь Дулуш (сделавший накануне концерта прививку от коронавируса – берите пример) и отец-вдохновитель Международного фестиваля «Устуу-Хурээ» уже обозначил летом сроки долгожданной встречи на заветной поляне под Чаданом. Да в силу сложившихся обстоятельств (пандемия не спешит отступать) пришлось отменять форум.   

Ничего. В этих стенах найдут, чем порадовать еще любителей Музыки. Генерирование идей круглосуточное.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН 

"Тувинская правда" №16