Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Этапы развития государственного финансового контроля в Республике Тыва: от истоков до информационных технологий

15 июня 2023
48

В этом году контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают 100-летие со дня образования, и история показала, что государственный финансовый контроль был неизменной опорой становления и развития государства.

Считается, что контрольно-ревизионная служба в Туве была создана только в 1944 году, после вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР.


Однако до 1944 года контроль за учетом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей в Туве осуществляла Комиссия Государственного контроля при Совете Министров Тувинской Народной Республики.

История создания данного органа неразрывно связано с историей контрольно-ревизионных органов России, поскольку органы власти молодой Тувинской Народной Республики, образовавшейся в 1921 году при поддержке Советской России, создавались по аналогии с органами РСФСР.

Так, например, высшим органом власти в ТНР был великий Хурал, являвшимся аналогом Съездов Советов. В промежутках между Великими Хуралами действовал Малый Хурал, являвшимся аналогом Центрального исполнительного комитета.

Одним из таких органов была Комиссия государственного контроля при Совете Министров ТНР, которая была создана в начале 30-тых годов прошлого столетия, о чем свидетельствуют архивные документы.

В составе Комиссии государственного контроля была утверждена должность главного контролера, а для производства ревизий и проверок привлекались общественные контролеры, среди которых были и граждане СССР, которые работали в разных отраслях по приглашению руководства молодого государства.

При этом в каждом хошуне (районе) республики также был контролер, который подчинялся Комиссии государственного контроля.

Комиссия Государственного контроля ТНР 

осуществляла свои функции путем проведения ревизий и проверок состояния хранения и постановки учета государственных средств и материальных ценностей, а также состоянии отчетности о расходовании указанных средств и ценностей.

При этом Комиссия Государственного контроля ТНР осуществляла также предварительный контроль путем проверки смет, расходования денежных документов, заявок нарядов на материальные ценности.

Необходимо отметить, что контролеры Комиссии Государственного контроля ТНР пользовались таким методом контроля как обследование, как и должностные лицасовременных органов государственного финансового  контроля.
 

При этом акты проверок и ревизий Комиссии Государственного контроля ТНР показывают, что выявляемые тогда нарушения остаются актуальными и по настоящее время, например, несоответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета, а также нарушения, допускаемые при работе с подотчетными лицами.

В ноябре 1944 года вскоре после вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР в Тувинском областном финансовом отделе создано контрольно-ревизионное управление.

Затем, в 1956 году в связи с расширением прав союзных республик контрольно-ревизионные управления были созданы также в Министерствах финансов всех союзных республик и был создан аппарат Главного контролера-ревизора КРУ Министерства финансов РСФСР по Тувинской АССР.

Постепенно должности контролеров-ревизоров КРУ вводятся в наиболее крупных районах и г. Кызыле, увеличивается и штат центрального аппарата, и к 1976 г. численность аппарата главного контролера-ревизора Минфина РСФСР по Тувинской АССР составляла 13 единиц.

Один раз в два года проводились ревизии исполнения каждого из 15 районов республики и г. Кызыла с обязательным проведением ревизии общего отдела исполкома районного Совета и отдельно бюджета сельского Совета.

Комплексные ревизии районов проводились совместно с ведомственными ревизорами и специалистами Минфина Тувинской АССР. Материалы комплексных ревизий представлялись исполкомам районных Советов народных депутатов и рассматривались на расширенных заседаниях исполкомов районных Советов, виновные привлекались к материальной ответственности, включая освобождение от занимаемой должности. Виновные в хищении государственных средств приговаривались к лишению свободы с конфискацией имущества, предприятия лишались звания «Предприятия коммунистического труда», а руководители и работники исключались из рядов Коммунистической партии.

Система контрольно-ревизионных органов Минфина СССР с незначительными организационными изменениями успешно функционировала и обеспечивала контроль за использованием бюджетных средств и государственного имущества.

Однако изменение основ государственного управления и экономической среды, которые наступили после распада СССР, требовало новых подходов к развитию контрольно-ревизионной службы.

Так, структура органов финансово-бюджетного надзора, центральным из которых было Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, легла в основу органов внутреннего 

государственного финансового контроля исполнительной власти в Российской Федерации.

В августе 1998 году КРУ Минфина России было преобразовано в Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, аналогичная реорганизация прошла и с его территориальными органами.

В результате, Аппарат КРУ Минфина России по Республике Тыва выделился в самостоятельное управление со статусом юридического лица и получил наименование – Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Тыва.

В этот период контрольно-ревизионным органам предоставляются достаточно широкие полномочия по контролю за использованием государственных средств.

Но время не стоит на месте, и следующий этап развития контрольно-ревизионных органов начался в 2004 году, когда в результате административной реформы, КРУ было реорганизовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). На территории нашей республики Росфиннадзор осуществлял деятельность через своего территориального органа – Территориального управления Росфиннадзора в Республике Тыва.

02 февраля 2016 г. Указом Президента Российской Федерации в целях совершенствования контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Росфиннадзор был упразднён, его функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству, при этом руководством страны было поручено обеспечить непрерывность контроля и сохранение кадрового потенциала упразднённого ведомства.

Благодаря объединению казначеев и ревизоров в настоящее время государственный финансовый контроль осуществляется по-новому, при этом сохранено все лучшее, что было создано за столетнюю историю и дополнено это возможностями и технологиями Федерального казначейства.

Изменились принципы и подходы к финансово-бюджетному контролю, а также критерии эффективности, вместо количества проведенных проверок – предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере. Современные ревизоры – это своего рода финансовые консультанты, деятельность которых нацелена, прежде всего, на предотвращение нарушений.

Сегодня в арсенале ревизора имеются широкая линейка программных продуктов и информационных систем. Ревизоры имеют прямой доступ к информации о финансировании объекта контроля, оплате заключенных контрактов.

В связи с тем, что объекты контроля непрерывно подвергаются мониторингу, также успешно функционирует система риск-ориентированного подхода, который при отборе и проверке объектов контроля позволяет рационально использовать временные и кадровые ресурсы, в результате чего заметно возросло качество и эффективность контроля.

Кроме того, в 2020 году при непосредственном участии Федерального казначейства с использованием лучших практик контрольной деятельности были разработаны и приняты Правительством Российской Федерации федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, регламентирующие этапы планирования, организации, проведения контрольных мероприятий и реализации их результатов, а также подготовки отчетности.

Это позволило унифицировать подходы к осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также поэтапно реализовать ряд важных мероприятий по автоматизации внутренних процессов организации деятельности ревизоров.

Так, одним из этапов автоматизации внутренних процессов организации деятельности ревизоров в 2022 году стало введение в эксплуатацию Подсистемы финансового контроля ГИИС «Электронный бюджет». В данной подсистеме выполняются все необходимые операции по контролю от планирования до формирования отчетности, что позволяет осуществлять стандартизацию внутренних процессов исполнения полномочий и обеспечить его прозрачность, а также проводить анализ информации по статистическим данным.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что в Федеральном казначействе контрольно-ревизионная деятельность находится на интереснейшем отрезке своего развития, фактически полагаясь на три важнейшие точки опоры: закон, многолетний опыт и информационные технологии.