Во время финального поклона артистов вспомнились эти знаменитые слова выдающегося театрального деятеля, реформатора русской сцены и педагога Константина Станиславского. Публика не торопилась к выходу, одаривая артистов овациями и возгласами «Браво!» – Тувинский национальный театр музыки и танца «Саяны» завершил 56-й концертный сезон.
Моё цитирование Станиславского неслучайно – концерт, которым закрылся очередной сезон, озаглавлен «Моя жизнь в танце», отсылая нас к названию известного труда Константина Сергеевича «Моя жизнь в искусстве». Напомню уважаемому читателю, что эта книга рассказывает о театральной деятельности Станиславского, его идеях, эстетических взглядах и рассуждениях о театре, на которых базируется его знаменитая Система – система подготовки драматического артиста.
Театр «Саяны» совместил закрытие сезона с творческим вечером солистки балетной труппы Татьяны Сонгуваа, которая в этом году отмечает 15-летие служению танцу на большой сцене. И прежде всего, хотелось бы поделиться тем, что название концерта напоминало мне название великого труда в области театра, во время просмотра вспоминались те или иные принципы Станиславского, и непроизвольным образом я их связывал с выступлениями Татьяны.
Концерт начался танцем «Агайлар. Нояннар», который изображает благородное величие тувинских княгинь – агай и князей – нояннар. Солистка – Татьяна Сонгуваа. Данная постановка, на мой взгляд, занимает особое место в современном репертуаре Театра «Саяны».
В атмосфере драматической музыки, которую рождает шоор, кенгирге и каргыраа, статная лексика движений передает трагизм прошлого, когда правящая элита «уходила» из тувинского общества в 20-е годы XX века. Вместе с другими артистами Таня воплощала образы агайлар – в спокойном, почти неподвижном выражении лица, чуть опущенном взгляде читаются мудрость и опыт. Высоко поднятая голова, статные движения, прямая спина и сложенные руки, когда одна ладонь лежит на другой, а локти заострены в стороны, выражают не надменность, а благовоспитанность, костюмы из дорогой темно-зеленой ткани с красными узорами и длинными рукавами – статус. Нояны тоже спокойны и статны. Их мужественная пластика олицетворяет характер отважного защитника, удалого табунщика и мудрого правителя. В танце нет нежной пластики или веселой ритмичности и прыжков, преобладают резкие и острые движения рук и плеч. В его атмосфере нет также тревоги и недовольства. Агаи гордо танцуют, взаимодействуют друг с другом и с ноянами взглядами, ходьбой, позами в равном статусе. Во всём этом видится гордое понимание ими грядущего конца своего века.
В данном произведении можно увидеть зачатки хореографической драмы. Конфликт и в музыке Оксаны Тюлюш, и в хореографии Алены Донгур-оол. В танце, конечно же, особую роль играла Татьяна Сонгуваа, не только внешне – через пластику, но и внутренне – она наполнена судьбой своей героини, убедительно проживает её, а это особо важно по Станиславскому. Ведь Константин Сергеевич считал, что внутреннее действие должно стоять на первом месте. Когда артист «играет фабулу, скользя по поверхности, наигрывая внешние образы, не создавая внутреннюю жизнь», не захватывает душу зрителя. К сожалению, в театре и такое бывает, когда артист лишь отрабатывает спектакль по тексту, по партитуре. Он должен очень хорошо помнить, что помимо внешних действий зрителей интересует, как писал Станиславский, – склад души людей.
В постановке «Охотники и лань» артистка надела символический коричневый костюм и рожки и преобразилась в прыгучего оленя. Здесь она легка, весела, иронична. С умилением подключаешься к происходящему на сцене и самое главное – веришь в эту условную сценическую действительность. А народный танец, как мы в этом в очередной раз убедились, родная стихия Тани.
«Саяны» доверили Татьяне главную роль в главной классике тувинской хореографии – в концерте она выступила солистом в танце «Звенящая нежность» Анатолия Шатина. И это справедливо, потому что, данная постановка является «школой» тувинского танца, через неё проходят почти все артистки балетной труппы. «Звенящую нежность» можно, например, сравнить со спектаклем «Хайыраан бот» в драматическом театре, который формирует национальные исполнительские традиции у тувинских актеров. Мне думается, что быть солистом в «Звенящей нежности» – это особый статус для тувинских исполнителей, индикатор высокого профессионализма. Нет сомнения в том, что об этом мечтает каждая танцующая тувинка. Под живое исполнение музыки артистка в знаменитом танце нежна и хрупка, уверен, она будет достойно вести труппу в данной постановке.
Татьяна также исполнила вместе с постоянным партнером по сцене Омаком Денгээзином отрывок из музыкально-хореографического спектакля «Журавлиная скала» Константина Семенова. Оркестр театра играл музыку Буян-Маадыра Тюлюша. Через сложные подъёмы и лёгкие прыжки артисты «повествовали» о любви и верности, о полёте и хрупкости жизни. В весёлом индийском танце в паре с Алдын-оолом Болитиком артистка вышла на сцену совершенно в другом амплуа – перед нами не та хрупкая Татьяна с тувинской скромностью, а яркая, озорная индийская танцовщица. В другой современной постановке она стильна и даже дерзка. Вновь обратимся к Станиславскому, который сказал, что «в искусстве можно делать многое, лишь бы это было художественно-убедительно».
Помимо танца Татьяна Сонгуваа профессионально занимается бодибилдингом. В этом виде спорта она ценит дисциплину, что, безусловно, важно для артиста балета. Это качество особо ценил и Станиславский, говоря, что драматическим артистам нужно заимствовать у артистов балета удивительную трудоспособность и умение работать над своим телом.
Итак, в концерте «Моя жизнь в танце» Татьяна Сонгуваа выступила в разных образах и разных жанрах. Она владеет техникой танца, что называется «рука набита», она в этом живёт, получает удовольствие, и самое главное для меня – артистка верит в историю, которую «рассказывает» для публики. Хочется, чтобы Татьяна и дальше развивала, обогащала эту внутреннюю, психологическую составляющую своего творчества.
Одним из приятных моментов концерта стало вручение Татьяне Сонгуваа почетного звания «Заслуженный артист Республики Тыва» и ведомственной награды Министерства культуры Республики Тыва «Отличник культуры». И это совершенно справедливо, сегодня Татьяна стала талантливым, трудолюбивым, известным и узнаваемым артистом. Как сказала ведущая концерта, она является «ярким украшением, бриллиантом» Театра «Саяны».
Концерт составляли и другие произведения в исполнении артистов театра. Это заслуженная артистка России, народная артистка Тувы Айдысмаа Кошкендей, заслуженный артист, народный хоомейжи Тувы Монгун-оол Ондар, вокальная группа во главе с заслуженной артисткой Тувы Юнико Ширижик. Большая балетная труппа исполняла постановки Вячеслава Донгака, Менгилена Сата, Аяна Мандан-Хорлуу, Алены Донгур-оол и других. Многие музыкальные произведения играл оркестр национальных инструментов с дирижёром Аленой Монгуш.
На закрытии сезона театр представил и премьеры новых произведений. Балетная труппа выступила с многонаселённым динамичным танцем с яркими костюмами «Хишигтэн», поставленного балетмейстером театра «Ойрад» Увс аймака Монголии Гандболом Батсухом. Движения плечами – узнаваемый элемент монгольской танцевальной культуры. Еще одним запоминающимся выступлением стала сольная игра на чадагане музыканта оркестра Цэцэг Сенди. Она исполнила произведение заслуженного деятеля искусств Тувы Аяны Монгуш.
Коллектив театра пополняется молодыми артистами. Повезло им, они будут оттачивать свое мастерство, учиться у опытных, именитых коллег. Многие молодые артисты растут в профессиональном отношении, полюбились зрителям Субудай Хомушку, Омак Денгээзин, Айдыс Сарыглар, Долгармаа Хуужаан, Кежик Дарый-оол, Олеся Алтынханова, Михаил Эреге, Даяна Хомушку и другие, солисты Чооду Шаравии, Алдын-оол Болитик, Наталья Пирожкова неоднократно выступают в качестве хореографов-постановщиков.
В целом, сезон Театра «Саяны» прошел результативным. Помимо проката репертуара и гастролей по кожуунам республики артисты театра были активными участниками благотворительных концертов, акций, государственных праздников, торжественных и официальных мероприятий на государственном уровне. Еще одним важным достижением театра является вхождение гастролей театра во Всероссийский гастрольно-концертный план ФГБУК «Росконцерт» Министерства культуры Российской Федерации. Гастроли будут первым масштабным визитом театра в дальневосточный федеральный округ. Осенью этого года «Саяны» представят зрителям Дальнего Востока премьеру специально созданной праздничной программы, посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Эрик Норбу, член Союза театральных деятелей России.
Фото Начына Монгуша.