Тувинская правда 12+

Экстремальный город

5 марта 2021
43

Никто не может даже догадаться о том, что наступит весна. Ну вот, она наступила. Если бы у нас была медицина вся платная, то травматология бы разбогатела – очень скользкие улицы.

Опять скользко

Да, это – вечная тема. Каждый год, как это ни странно, наступает весна. И каждый год, что вполне закономерно, тротуары покрываются льдом. Льдом покрывается и проезжая часть, особенно около автобусных остановок.

Фигуристов, хоккеистов и конькобежцев у нас немного, и приходится гулять по льду в обычной обуви. Не очень удобно, конечно, но что же тут делать? А действительно, что же делать, если весна, приходит каждый год?

Вы можете сказать, что надо чистить улицы от снега заранее, что можно засыпать опасные места песком… Но ведь, если бы это было так просто, то в мэрии давно бы до этого додумались! Наверное, есть что-то такое, что запрещает коммунальным службам держать улицы в порядке. Может, хотят нас избавить от шока? Вот представьте себе, выходите вы на улицу, а там весь снег убран, весь лед сколот… Да, от такого нескоро оправишься.

Для чего нужен ОНФ

Нет, действительно, для чего он нужен? Люди приходят туда со своими проблемами насчет ремонта домов, асфальтирования проезжей части. Или вот – насчет того, что по улицам пройти невозможно. Но ведь это – проблема городских властей, не так ли?

Ну, предположим чиновники мэрии не слишком любят посетителей, и научились виртуозно их «футболить». Но ведь – «государство – это мы». Народ – единственный источник власти. Конституции-то надо верить: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Ну вот же – органы местного самоуправления! Хурал и мэрия. Если чиновники отфутболивают, то почему люди не обращаются к своим депутатам? Мы их выбрали, делегировали, так сказать, власть. Вот они и должны работать.

Но что-то здесь тоже не получается. Да, депутаты городского Хурала это не исполнительный, а законодательный орган. Но может тогда они издадут какой-нибудь закон, в соответствии с которым коммунальные службы будут держать улицы в порядке?

Или, может быть, надо кому-то из народа выйти с инициативой: мол, надо бы улицы убирать…

Вы будете смеяться, но ведь это – самая суть функционирования Народного фронта. Когда жители Кызыла понимают, что ничего не могут добиться от городских властей, они обращаются в Народный фронт. И уже все вместе пытаются как-то решить проблему. То есть, ОНФ работает вместо депутатов.

«Снежный фронт»

Конечно, не нужно организовывать рейд по улицам Кызыла, чтобы убедиться – везде скользко и ходить невозможно. Но нужно соблюдать определенный регламент, то есть, рейд нужен, чтобы заявление не было голословным. Рейд назвали устрашающе-красиво «Снежный фронт». Впрочем, не сами назвали, это -  всероссийская акция ОНФ.

Ну вот и пошли. Сначала добрались-доскользили до Дома быта. И «насладились» дивной картиной. Около Дома быта стояла пожарная машина с развернутыми рукавами-шлангами, а вокруг плавно скользили пожарные.

Тут ведь какое дело – можно конечно, действовать быстро, но есть вероятность упасть и потом вообще никак не действовать. А костюмы пожарных предназначены для работы именно на пожарах, при больших температурах, коньки в снаряжение не входят. 

Рейд был очень небольшой – только по центральным улицам. Нужно было просто зафиксировать, что тротуары стали импровизированными катками. И вряд ли в другой части города был иной климат, иные осадки, или иное время года.

Дети постарше, подростки, молодежь радостно скользили по ледовым дорожкам, шириною с тротуар. Женщины с маленькими детьми двигались медленно и осторожно. Но это не всегда помогало, дети порой падали, к счастью, приземление, то есть приледнение было мягким.

Сложнее всего было пожилым людям, особенно тем, кто ходит с тростью. Им было и впрямь нелегко. Впрочем, трудности сближают. Порой к ним подходили люди помоложе, в основном женщины, и помогали преодолевать опасные участки.

У кого много работы?

Много дополнительной работы стало у врачей. В феврале только в травмпункт на базе поликлиники №1 обратилось 234 пациента, 107 их них - дети. Это как раз те, кто не сумел удержаться на льду. И только те, кто получил действительно серьезные травмы. С ушибами и синяками в травмпункт не общаются, а таких людей гораздо больше.

По сути, все эти травмы на совести городских властей. Из-за того, что они не смогли организовать работу по очистке улиц, калечатся жители города.

Кстати, ведь у дворников тоже много работы. Перед многими домами вполне себе чистый асфальт. Значит, можно как-то справляться со льдом. Но стоит выйти со двора на улицу... Ну, общая картина уже ясна.

Сейчас лед лежит в основном на солнечной стороне улиц. Кучи снега, неизвестно для чего хранящиеся между тротуаром и проезжей частью, подтаивают днем и замерзают вечером.

А вот кучи снега, которые лежат на противоположной стороне улиц только ждут своего часа. Когда и они начнут таять, экстремальной станут другая сторона. Но зато подсохнет солнечная. Если это кого-то утешает.

Денег нет?

Кто-то может подумать, что улицы не очищают от снега, потому что у города на это не хватает средств. Позвольте не согласится. Деньги есть и с избытком.

Например, есть деньги на то, чтобы варварски обрезать деревья. Есть некоторые виды деревьев, которые охотно позволяют формировать свою крону. Например кипарисы. Ладно, в Туве кипарисов нет. В Кызыле можно создавать интересные фигуры формируя кроны ильмов - мелколистных вязов. А тополя для этого никак не годятся.

Многие тополя после варварской образки погибают, в стройных радах деревьев, посаженных много лет назад появляются проплешины. Дополнительной красоты городу это не дает, а деревья-пеньки не могут выполнять свою роль: давать тень в летнюю жару и снижать запыленность и загазованность воздуха. Кстати, а многие ли знают, что кроны лиственных деревьев поглощают 26% падающей на них звуковой энергии, и если их сажать между проезжей частью и жилыми домами, то они серьезно снижают уровень шума?

Наверное, в мэрии этого не знают. И выделяют деньги на истребление зеленых насаждений в центре города. А потом говорят, что нет денег на очистку улиц.

На вопрос, почему нельзя перевести деньги, которые выделяют на обрезку, на очистку улиц, специалист из мэрии, которая тоже участвовала в рейде, сказала, что они такое глобальные проблемы не могут решать…

Весна – это не глобальная проблема. Это не пандемия и не атомная война. Весна – это самое обычное дело. И очистка улиц, соответственно должна быть самым обычным делом. Только у нас это почему-то не получается.

Какая-то непонятная ситуация сложилась. Мэрия не то не хочет, не то не может заняться наведением порядка, а народные депутаты не то не хотят, не то не могут воздействовать на мэрию. Может, мы сами виноваты? Не тех людей выбрали?

Как бы то ни было, но нам жить в этом городе. И надо как-то к этому приспособиться.

Правила поведения в экстремальном городе

Раз уж мы оказались в таких условиях, придется принимать определённые меры.

Насчет обуви все просто: либо найти обувь, которая практически не скользит, либо как-нибудь «апгрейдить» имеющуюся. Например, наклеить на подошву войлок. Вид будет, конечно, странный, зато кости останутся целыми.

Детям, пожилым людям и тем, у кого есть проблемы с ногами в одиночку на улицу лучше не выходить. Передвигаться по улицам надо небольшими группами по два-три человека.

Телефон – обязательно! Вдруг упадете на улице, а поблизости никого не будет.

В центре города в ближайшие дни старайтесь ходить по улицам по той стороне, где нечетные номера. Это не суеверие, просто туда еще солнце не очень-то заглядывает, там пока снег, и льда почти нет. Но через некоторое время четная сторона высохнет, и станет боле безопасной, а вот на нечетной как раз и будет намерзать лед из подтаявшего снега.

Если вы живете не в центре – сами определите солнечную сторону. Сейчас пока именно солнечная сторона самая опасная.

Кто-то может подумать, что это – глупые вопросы. Ну уж никак не глупее «малого ледового периода», который царит каждую весну в Кызыле.

Главное – наберитесь терпения: лето обязательно наступит. А летом льда не будет – проблема решена! Вот только появятся другие проблемы… Но об этом поговорим летом.

Марина Дмитриева

Редакция «ТП»