Тувинская правда 12+

Два гениальных человека

5 июля 2025
5

Интересных событий на этой неделе, впрочем, как и в другое время, немало, но мы сегодня поговорим о двух ровесниках, людях очень разных, но одинаково гениальных: Ооржаке Лопсанчапе — легендарном животноводе и его ровеснике – ученом-этнографе Леониде Потапове, который был одновременно и лауреатом Сталинской премии и «Живым сокровищем шаманизма». А что же было еще?

3 июля

1727 год. Между Россией и Китаем заключены Кяхтинский и Буринский договоры по размежеванию границ. Территория Тувы стала как бы «нейтральной зоной»

5 июля

1901 год. Родился Ооржак Чываажыкович Лопсанчап (1901-1977), чабан, Герой Социалистического Труда.

1928 год. Родился А. Д. Грач (1928 - 1981)– известный ученый-историк, археолог, автор монографии «Древние кочевники в центре Азии».

6 июля.

1905 год. Родился Леонид Павлович Потапов (1905-2000), советский этнограф, крупнейший исследователь истории народов Сибири и Центральной Азии.

1923 год. 6-7 июля состоялся II съезд ТНРП, на котором была восстановлена деятельность партии, избран новый состав ЦК ТНРП во главе с Оюном Курседи, принят программный документ «О целях и задачах партии».

8 июля

1941 г. ЦК ТНРП и Совет Министров ТНР приняли постановление об утверждении алфавита новой тувинской письменности на кириллической основе, состоящего из 36 букв.

Гениальный Лопсанчап Ооржак

Есть так называемый принцип Питера, согласно которому человек, работающий в иерархической системе, достигает уровня некомпетентности, то есть занимает должность, на которой не в состоянии справиться со своими обязанностями. Формулировка: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». И, согласно этому принципу, сотрудник «застрянет» на этом уровне и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему (например, не уволится, не выйдет на пенсию). По мнению некоторых критиков, принцип Питера следует воспринимать как шутку, хотя сам Питер так не считал.

То есть идет примерно такой процесс: компетентные повышаются. Повышение меняет требования к работнику. Компетентные выдвиженцы растут дальше. Невозможно оставаться компетентным вечно (рано или поздно работник окажется на посту, с которым уже не сможет справиться, то есть станет некомпетентным). Некомпетентные не повышаются дальше. Некомпетентные не понижаются. Отказ от повышения маловероятен.

Как простые примеры: хороший шофер может оказаться плохим директором автобазы. Хороший механик может стать плохим бригадиром и т.д. Однако вырваться из этой системы мало кому удается.

Лопсанчап Ооржак смог. Легендарный животновод, который от ста овцематок получал по 162 ягненка. Когда ТОЖзем, в котором он работал, решено было преобразовать в колхоз. Ооржак Лопсанчап был первым, кто туда вступил. Видя его уверенность, колхозники выбрали Ооржака председателем. Потом понадобилось перевести полеводство на более высокую ступень, и партия направила Ооржака Лопсанчапа возглавить эту работу – стать бригадиром полеводческой бригады. Но через год вернула его на руководящую должность в качестве заместителя председателя уже укрупненного колхоза. И тут Ооржак Лопсанчап понял, что это – не его. Он написал заявление о своем намерении вернуться в животноводство.

Он использовал научные методы и древние знания кочевников. Знал, как правильно использовать пастбища. Например, зимой, даже после однодневной пастьбы овец нельзя снова пускать на это место, потому что снег уплотняется, и овцы могут поранить ноги.

В 1960 году Ооржак Лопсанчап был удостоен высокой награды – он становится Героем Социалистического Труда.

А вот с датой его рождения происходит своего рода фокус. В изданиях Национальной библиотеки, которые редактируют ученые-историки, указано, что он родился в 1901 году. (Памятные даты Тувы: метод. и библиогр. материалы. – Кызыл, 1981. – С. 26-30). В разных других источниках можно встретить и 1900, и 1903 год. Сложно сказать, с чем это может быть связано.

В одной из публикаций было вообще странное: «В 2016 году республика отмечала 115-летие со дня рождения Героя Социалистического труда, легендарного животновода Ооржака Чываажыковича Лопсанчапа. Он родился в 1903 году в селе Хор-Тайга, в местечке Чанагаш-Аксы близ знаменитой горы Теве-Хая Хемчикского хошуна». Если бы он родился и впрямь в 1903 году, республика не смогла бы отмечать его 115-летие в 2016 году, не так ли?

Самым знаменательным событием в своей жизни, как считал сам Ооржак Лопсанчап, была поездка в Москву в составе делегации, которая в 1944 году передала Советскому правительству просьбу тувинского народа о вхождении ТНР в состав СССР.

Человек, изменивший название области

И он же – живое сокровище шаманизма. И он же – лауреат Сталинской премии. Все это Леонид Павлович Потапов, крупнейший исследователь истории и культуры алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и некоторых других народов Южной Сибири. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и Тувинской АССР. В этом году исполняется 120 лет со дня его рождения.

Он родом из Барнаула. После окончания школы едет в Ленинград. В 1928 году оканчивает географический факультет Ленинградского государственного университета и посвящает себя изучению народов Сибири. В 1946 году Леонид Павлович написал докладную записку на имя И.В. Сталина, где аргументированно доказал, что названия города Ойрот-Тура и Ойротской автономной области не соответствуют действительности, так как алтайцы не являются ойротами. Шаг по тем временам решительный, чем такое может закончиться, заранее и не скажешь. После отправки докладной записки он сам и его семья стали ожидать ареста. Однако вместо этого в 1948 году город Ойрот-Тура и Ойротскую автономную область переименовали в город Горно-Алтайск и Горно-Алтайскую автономную область.

Через несколько лет книга «Очерки по истории алтайцев» попалась на глаза И. В. Сталину при обсуждении кандидатов на Сталинскую премию, и он спросил секретаря, не является ли Л. П. Потапов тем Потаповым, который прислал докладную. Узнав, что это так, Сталин принял решение о присуждении премии 1951 года.

В 1956 году Институт этнографии АН СССР опубликовал капитальный обобщающий труд «Народы Сибири» (из серии «Народы Мира»). В этом объемном сборнике главы «Алтайцы», «Хакасы», «Тувинцы» и «Шорцы» были написаны Леонидом Потаповым.

Особый вклад в развитие российской этнографической науки внесла его работа «Алтайский шаманизм» (1991 г.), основанная на полевом материале, собранном Леонидом Павловичем в ходе его бесчисленных исследований. Эта работа была в полной мере оценена американским фондом по изучению шаманизма, и в 1993 году Леонид Потапов становится лауреатом фонда и соответственно получает звание «Живое сокровище шаманизма».

О Туве он опубликовал интереснейшие статьи: «Материалы по этнографии тувинцев района Монгун-Тайги и Кара-Холя», «Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии» и другие, объемный труд «Очерки народного быта тувинцев» и большие фрагменты в коллективной монографии «История Тувы» (1964г.). Он написал туда введение, главы «Культура и быт», «Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии», «Тува в составе Тюркского каганата» и «Этнический состав и расселение тувинцев (1757—1911)».

Ирина КАЧАН

Фото из открытых источников

Гвозди1 – Ооржак Чываажыкович Лопсанчап

Гвозди2 – Делегация от Тувы в Правительстве СССР. Ооржак Лопсанчап – в пером ряду второй справа

Гвозди3 - Леонид Павлович Потапов


Посмотреть файлы

Редакция «ТП»