Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Дороги кочевников

28 июня 2025
9

Дороги кочевников

На прошлой неделе в Туве прошла IV научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы». Это был действительно долгожданный праздник. Долгожданный, потому что предыдущие три конференции проходили в 2009, 2010 и 2012 годах. А праздник, потому что Тувинский государственный университет смог создать атмосферу, в которой сочетались и строго научные, и праздничные элементы.

Истфак ТувГу

Основные мероприятия прошли в здании исторического факультета. Кроме самого первого пленарного заседания, которое было в первом зале Дома правительства. Конечно, оно и задало общий тон, показало важность и значительность всей конференции. Но вот работа разных секций, презентация книги Андрея Ашак-оола, выставка «Вехи тувинской археологии: 110 лет исследований» - все это в здании истфака. Кстати, выставка была открыта в Музее истории и материальной культуры народов Центральной Азии ТувГУ, который создал именно Андрей Ашак-оол. И музей теперь носит его имя.

Интересно и то, что конференция в этом году была посвящена сразу нескольким памятным датам: 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, 110-летию тувинской археологии, 100-летию образования Академии наук СССР, 65-летию Саяно-Тувинской этнографо-археологической экспедиции, 65-летию А.Ч. Ашак-оола. А состояться она смогла благодаря мощной поддержке Фонда «История Отечества» Российского исторического общества. Фонд выделил средства и на саму конференцию, и на выставку. Впрочем, ТувГУ тоже немало средств в нее вложил. Да, проведение конференций дело недешевое, но оно того стоит. Соорганизатор ТувГУ - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Поскольку основная нагрузка легла именно на исторический факультет, начнем именно с него.

Прошлое под землей

«Прошлое под землей: мир археологов. О выставке Вехи тувинской археологии: 110 лет исследований». Именно так (немного длинно, но полностью раскрывает содержание) называется брошюра, которая не столько описывает выставку, сколько является существенным дополнением к ней.

Из нее мы узнаем, что древности Тувы интересовали абсолютно всех, кто прибывал сюда, независимо от целей поездки и образования. Вот эти «боярские дети», Петров и Тюменец, которые первыми добрались до Алтын-хана, описывали развалины древних зданий Верхнего Енисея. В 1877 году Потанин описывал в своем отчете каменные изваяния в устье реки Эрзин и на реке Каа-Хем. Первые уже специально археологические изыскания проводил в 1885 году Клеменц. Так что историю археологии Тувы можно отсчитывать с этого времени, и тогда ей будет не 110 лет, а 140!

А что же было 110 лет назад? Александр Андрианов описывает курган Аржан-1, и изучает надписи в буддийской нише на скалах Бижиктиг-Хая. За два года он было раскопал 60 различных курганов на левом берегу Улуг-Хема по обе стороны от устья реки Элегеста и по берегам р. Уюк и Бий-Хем. Вблизи устья Тапсы открыл сооружение эпохи бронзы, исследовал китайское городище Дон-Терек на Элегесте. В те же годы Александр Ермолаев изучает археологические памятники. И это не считая просто путешественников, которые описывали древности непрофессионально.

Достаточно подробно в брошюре дана краткая история археологии, с фотографиями всех, кто имел к ней какое-либо отношение. Еще немного, и будет вполне полноценная книга, которую можно будет использовать как учебник.

Периодизация древних культур Тувы

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа, Института истории материальной культуры РАН Марина Килуновская сделала потрясающую вещь. Она не раз удивляла своими невероятными находками на тех местах, которые, казалось бы, уже изучены. В частности, на территории «Шагонарского моря». Эти места ведь исследовали перед затоплением. Но там осталось еще очень многое, что дает возможность по-новому взглянуть на историю Тувы и историю в целом по-новому. Конечно, археологи больше уважают керамику, которая дает возможность определять и периодизацию, и к какой культуре относятся погребения. Но там нашли еще женские шкатулки для рукоделия, которые практически ничем не отличаются от тех, которые есть в каждом доме сейчас. Их иначе, чем связью времен, и не назовешь.

А сейчас она, как кажется, сделала отличный подарок для историков и археологов – периодизацию древних культур Тувы вплоть до раннего средневековья. Казалось бы, что в этом нового. Периодизацией занимались и раньше. Но большинство ученых, например Вайнштейн, Кызласов и другие опирались на собственные исследования. Те территории Тувы, где они не работали, оставались вне их научного интереса. Марина Килуновская свела все исследования в одну систему, устранила противоречия в терминологии и создала стройную систему. Не исключено, конечно, что и здесь есть некоторые пробелы, но только потому, что исследования продолжаются. В любом случае, все новые сведения легко впишутся в общую таблицу.

Ну и еще, безотносительно к работе самой конференции. Недавно во время раскопок она сломала ключицу. Конечно, ей была оказана вся необходимая медицинская помощь, руку закрепили. Полноценно заниматься раскопками ей сейчас будет очень трудно. Но в работе конференции она приняла самое активное участие, как и ее сын, Анатолий Семенов, тоже сотрудник Института истории материальной культуры РАН. Только он вынужден был уйти пораньше – поднимается вода, и место раскопок может быть затоплено.

Впрочем, докладов интересных было много, а мы сейчас перейдем к тому, что еще смогли увидеть участники конференции. Едем в Долину Царей!

Дороги кочевников

Дороги кочевников – это же и наши нынешние дороги. Во многих докладах ясны были такие параллели с современностью, что казалось пространство и время закручены в тугой клубок, и прямо за поворотом мы увидим пока еще незнакомого нам владыку, чьи останки находятся в кургане, но это неважно, потому что в этом клубке времени-пространства живы все.

Босх каменного века

И вот, навскидку, несколько примеров этого. Александр Заика из Красноярска показал фотографию мифического зверя на курганной плите. Плиты этой давно нет, ее разбили еще в семидесятые годы: переместить многотонную плиту не было возможности. Но очень подробный рисунок сохранился. Сам Босх порадовался бы, если бы видел рисунок. Три рога, три хвоста, шесть ног… Если бы не сказали, что это древний петрограф, можно было бы его счесть за современные граффити, причем, сделанные человеком с больным воображением.

Все знают, как выглядит Олениха с олененком у въезда в Кызыл. Будет ли подобное на петроглифах? Казалось бы нет. Там ведь в основном сцены охоты. Но вот, Лариса Чадамба рассказывает о новых петроглифах, обнаруженных на горе Кызыл-Даг (информацию о них предоставила учитель истории Ак-Тальской школы Сайлан Кызыл-ооловна Эртине). Горная гряда Кызыл-Даг находится на левом берегу р. Хендерге, в 10 км от села Ак-Тал. Рисунков очень много, причем, порой тоже достаточно необычных. И среди них кобылица, которая кормит жеребенка. Оказывается, это тоже очень древняя тема.

На пленарном заседании Юлия Лысенко сделала доклад на тему: «Тюрко-монгольские политические традиции во взаимоотношениях Российской империи с казахами Младшего и Среднего жузов». (Жуз – исторически сложившееся крупное объединение казахских родов. Их было три – старший, средний и младший). Если коротко, то те же формы управления, которые были у татаро-монголов, по отношению к русским княжествам, с успехом применяла Российская империя уже по отношению к казахам. 1. Идеализация и обожествление верховной власти: «Белый царь» - божественная сила (кстати, в Туве тоже ведь говорили об императоре «Белый царь»). 2. Выдача ярлыков как присяга на верность. Причем, после принятия присяги – праздники с богослужениями и подарками (тоже, как и в Туве). 3. Ясак. Ну, это налог. Это все так делали. Ничего не скажешь, долго же продержались традиции Золотой орды!

Едем в Долину царей!

Для гостей была разработана и экскурсионная программа. Сначала посещение в Туране музея имени И. Сафьянова. К слову сказать, до ремонта музей выглядел интереснее, и экспонатов в нем было больше. Сейчас часть их перешла в Национальный музей. Но гостям все равно было интересно, они же его еще не видели. К тому же, занимательный рассказ бессменного хранителя музея Татьяны Верещагиной с лихвой возмещал недостающие экспонаты.

Ну а потом состоялась поездка по Долине Царей до кургана Аржан-2. Да, были некоторые проблемы. В частности, температура воздуха в Кызыле в тот день была 38 градусов в тени. Столько же и в Долине Царей. Только никакой тени в долине не было. Неоткуда взяться. Тем не менее, все гости с энтузиазмом разглядывали схему захоронения. О ней рассказывал магистрант исторического факультета Ай-Херел Сарыглар. Если он что-то упускал, его рассказ дополнял сотрудник Национального музея, археолог Демир Тулуш. И вы же помните, что время и пространство свернулось клубком? Так вот, это захоронение было образовано следующим образом. Сначала похоронили «царя» (вождя), потом захоронения продолжались несколько лет. Недалеко от него хоронили тоже важных особ того времени. Ну как тут не вспомнить мавзолей, в котором и сейчас лежит вождь, и кремлевскую стену, где немного позже нашли упокоение соратники… Прошу прощения у искренних коммунистов, но тут все было по одинаковой схеме. Вероятно, есть какое-то вечное представление о том, как надо провожать в последний путь вождей. Но вот еще один бросок, и мы в археологическом лагере Туннуг.

Туннуг-1

Там всех уже ждал руководитель раскопок Тимур Садыков, научный сотрудник ИИМК РАН. Кстати, сам лагерь расположен тоже по древним традициям кочевников, даже если археологи сами об этом и не думали. Есть «верховная ставка», в которой отдельная «офисная» юрта. Там документы и компьютеры. Своего рода «канцелярия». И есть на некотором расстоянии небольшие «аалы», в которых живут те, кто работает на раскопках. То есть, тут мы опять видим хорошо отработанную веками схему, в которой и менять-то ничего не надо. Ну а руководитель раскопок, автоматически становится своего рода «вождем».

Будем искать аналогии дальше? Пожалуйста. Географически курган Туннг-1 не находится в Долине царей, но в культурологическом плане относится к той же группе курганов. Хотя и немного постарше — лет на сто. В историческом аспекте это вроде как и немного, но ведь и тогда там жили нормальные люди, такие же как и мы. И им сто лет тоже казались серьезным сроком. Может быть, там, за рекой, было «старое кладбище», к тому же в неудобной болотистой местности, вот и сделали на достаточно большом расстоянии «новое кладбище»? Ну, как хотите, но в Кызыле было то же самое. О кургане Туннуг-1, о ходе работ и находках писали уже немало. Но не показалось ли самому Тимуру Садыкову что-нибудь странным и необычным?

Вот что хорошо умеют делать курганы в Туве, так это удивлять. Всегда найдется что-то необычное. В кургане Туннуг-1 это были, например, оленные камни, захороненные в самом кургане. Обычно они все-таки стоят на поверхности. Поскольку объяснения (научного) этому нет, можно включать фантазию. Может быть, это были изображения воинов, не вернувшихся из похода? Впрочем, вряд ли, для этого есть кенотафы. (Кенотаф - ложное захоронение, где нет реального захоронения человека). Ищем параллель и вспоминаем терракотовую армию в Китае! Да, изображения воинов, «похороненных» рядом с императором.

А еще необычное в кургане Туннуг-1 – это два захоронения рядом. Только одно разграбленное и практически уничтоженное еще в древности, а другое непотревоженное. Ну да, можно вспомнить, как удалили Сталина из Мавзолея, и перенесли его под кремлевскую стену. Хотя, если подумать… если еще пофантазировать… Ладно, археологам это не положено. Они, как следователи, фиксируют только то, что смогли обнаружить. Интриги древних – не их компетенция. Участникам конференции было интересно все. И сам ход раскопок, и находки, сделанные там.

«Нужно чаще встречаться»

В программу конференции входила еще встреча с ректором ТувГУ Ольгой Хомушку. Ну, собственно, не просто встреча, а своего рода «круглый стол», где обсудили вопросы исторических исследований в России по изучению кочевых цивилизаций. Даже не совсем так. Где приняли соответствующие решения, суть которых сводилась к тому, что надо и встречаться чаще, хотя это экономически сложно, и осваивать общие большие проекты. Может быть, заняться изданием крупного большого труда, например, создать общую энциклопедию в нескольких томах. Или снарядить общую большую экспедицию. Или электронную энциклопедию. Или все это вместе!

В Кыргызстане есть фестиваль «Игры кочевников». Он всем хорош, но там нет научной составляющей. Вот если соединить фестиваль и научную конференцию… Но это дело времени. Решение еще не принято. Сейчас мы как следователи и археологи только фиксируем, что происходит. «Круглый стол» прошел, остались некоторые вопросы для дальнейшего рассмотрения. И, несомненно, что бы ни придумали сделать, это будет очень интересно.

Ирина Качан.

Фото автора