Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Дороги и их безопасность

Выбор редакции
26 мая 2023
50

Предупреждение дорожной аварийности – задача важная и очень объемная, требующая комплексного подхода. Здесь нужно эффективное сотрудничество разных государственных структур. На этой неделе сводные команды (сотрудники Миндортранс РТ, Минобразования РТ, УГИБДД МВД по РТ, Минздрав РТ, Тываавтодор) выезжали в муниципальные образования: проверка, методическая помощь и, самое позитивное – награждение школьников, лучших отрядов «Юных инспекторов движения».

Посмотреть, проверить, подсказать

Приближается лето… Не надо смеяться, даже если ночью температура едва достигает одного градуса тепла, все равно ведь лето, поскольку уже отключили центральное отопление. А летом количество нарушений ПДД всегда увеличивается. Люди едут на озера, погреться и полежать на песочке, детей везут в оздоровительные лагеря – больше машин на дорогах – больше и правонарушений.

Какие у нас самые доступные озера? Чагытай, Дус-Холь, Хадын, Торе-Холь… Да, неплохо бы еще посетить минеральный источник Уургайлыг (Арголик) и Дургенский каньон. В общем, мы сейчас о том, как поставлена профилактика дорожной безопасности в Танды и Эрзине. Очень интересные и очень разные районы, со своими особенностями, подходами и… требованиями к Управлению дорог.

Конечно, соответствующие организации могли написать бумагу, отправить ее и получить взамен другую бумагу, с перечислением принятых мер… Но ведь это – всего лишь бумаги. Гораздо важнее и информативнее посмотреть на месте, как организовано дело.

Ну вот, например, есть поручение Президента РФ Пр-287, где говорится об обустройстве пешеходных переходов в муниципальном образовании. По логике – все просто. Возьмем одно из положений, насчет обустройства пешеходных переходов около школ и садиков. Есть садики, есть школы – и везде должны быть обустроенные пешеходные переходы, в честности «лежачий полицейский», которого по правильному называют «искусственная неровность». Если такого нет – нехорошо, и в отчете это отметят. А если в поселке, в частности в Эрзине, в основном грунтовые дороги, и «естественные неровности» вполне заменяют собой «искусственные неровности»? Нужно ли создавать «искусственные неровности» на грунтовке, где и без того ездить непросто?

В общем, все нужно посмотреть своими глазами. Возглавила правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тувы Кызыл-Кат Суктер-оол, сотрудник Министерства дорожно-транспортного комплекса РТ. 18 мая начали с проверки Эрзинского района.

Бывшая федеральная трасса

С ней вообще нет никаких проблем. Почти никаких. Она находится в хорошем состоянии, хотя будут делать ремонт в районе поворота к Чедеру – там «прячется» небольшая пучина. (Пучины - деформации и разрушения, образующиеся при сезонном промерзании и оттаивании на дорожной одежде при определенных условиях: интенсивное морозное влагонакопление, промерзание грунта под дорожной одеждой, наличие мелких пылеватых песков и супесей, других пучинистых грунтов).

А в Тес-Хеме у дороги, на перевале установлена памятная стела, напоминающая о трудовом подвиге тувинских аратов, покоривших крутые склонны Танды-Уула. Хоть мы и не часто об этом вспоминаем, но был действительно настоящий подвиг. В 1938 году Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии и Совет сайытов (министров) ТНР принял постановление о начале строительства дороги через перевал Калдак-Хамар.

На строительство мобилизовали жители всех кожуунов. Эту стройку сравнивают со строительством БАМа, но не совсем правомерно. Техники ведь практически никакой не было. В течение двух лет араты, сменяя друг друга, вручную валили лес, расчищали таежный бурелом, стесывали скальную породу. Конечно, тогда это была грунтовая дорога, но уже самая настоящая – можно спокойно ездить.

Маленькая хитрость эрзинцев

Жители Эрзина сами любят придумывать о себе байки, мол они не очень активные и слишком неторопливые. Только не надо на это вестись. Если где-то в чем-то происходит задержка, которую они списывают на свою неторопливость, значит они выбирают лучший вариант, чтобы потом опередить всех.

На примере тех же дорог и автобусов. Напомним: автобусы в республике появились (по лизингу) и были составлены маршруты. Но… часто ездили незаполненными. С некоторых трасс их сняли, пусти на другие проблемные места, например, на перевозку жителей, в основном детей в школы, в Сукпаке.

А в Эрзине не торопились (ну да, они же – неторопливые!), там просто сели и стали считать, почему автобусы незаполненные? Разобрались с маршрутами и со временем. Определили оптимальные часы, когда надо отправляться в Кызыл, и когда обратно, еще раз все пересчитали, решили, что по пятницам можно внести еще некоторые изменения, предоставлять водителям возможность переночевать в Эрзине… В общем, все нормально, автобусы ходят, больше того, не всегда даже и мест хватает всем пассажирам.

Идем дальше. На сходы граждан люди не торопятся приходить? Их тоже можно понять, у всех свои дела. А если проводить профилактические беседы о правилах дорожного движения, например, перед концертами? Прекрасная идея, люди все равно уже собрались, могут спокойно выслушать основные сведения.

Бросаться в какие-то проблемы очертя голову – это не про эрзинцев. Но вот можно составить подробные карты, с указаниями проблемных мест, разработать нужные документы – чтобы уж наверняка, и спокойно работать в нужных направлениях. Такая обстоятельность вызывает уважение.

Много проблем доставляет озеро Торе-Холь. Точнее – его посетители. У въезда «на мосту» стоят пограничники. Но они проверяют только пропуска на въезд в пограничную зону, они не проверяют, например, наличие детских кресел в машинах. С недавнего времени с ними стоят и сотрудники «Убсунурской котловины». Но ведь и они не проверяют, да и не имеют полномочий заниматься профилактикой ДТП.

И вот тут была некоторая загвоздка. До недавнего времени сотрудник ГИБДД был один на два района – Тес-Хемский и Эрзинский. Потом появился «собственный» сотрудник, но… без машины. Машину делил с участковым. Сейчас у него уже есть свой транспорт.

ДТП в Эрзине бывают ведь очень странными. Наверное, многие помнят, как в прошлом году «автоледи» насмерть задавила женщину. Эта «леди» проехала между палатками на берегу озера. Надо ли говорить, что тест показал - количество алкоголя в выдыхаемом воздухе было в пять раз больше допустимого? И надо ли говорить, что участниками ДТП были жители Кызыла, а не Эрзина? Именно кызылчане чаще всего ведут себя на озере, мягко говоря, странно.

Скоро изменятся условия въезда на озеро. О принимаемых мерах рассказал Аян Хайбы, зам. председателя администрации кожууна по безопасности, профилактике правонарушений и приграничным вопросам. Так что не верьте эрзинцам, когда они говорят о своей неторопливости. У них уже все просчитано. И с безопасностью на дорогах они разберутся тоже.

Танды – погружение в историю

Когда врио заместителя председателя администрации по правовым вопросам и профилактике правонарушений и ГО и ЧС администрации Тандинского кожууна Эрес Сере начинает говорить о проблемных дорогах кожууна, словно погружаешься в давнюю историю.

Например, есть очень проблемный дорожный участок между Успенкой и Березовкой. Где эта Березовка? Многие ли о ней знают? А еще и в Краснояровке с дорогами не очень… Да, есть и такое село, точнее арбан.

Но самый проблемный участок – это дорога к Владимировке. Весной дороги размывает, и грязь бывает буквально до колена. Или выше. Что называется «вам по пояс будет». А за рулем сейчас часто можно увидеть женщин. И не каждая выберется из такой «засады». Поскольку Эрес Сере занимается еще и вопросами ЧС, то приходится принимать меры – спасать, вытаскивать машину, порой и обогреть-накормить-чаем напоить водителя.

Есть странные ведомственные заморочки. Район сам хотел починить дорогу, проложить трубы, хоть небольшие, уж какие есть. Но эта дорога – региональная, ее должен починять собственник – «Тываавтодор», и трубы должны быть соответственные – большие. В общем, нужно составлять проект, искать исполнителя с помощью аукциона…

Размывает и дорогу от Кочетова к Усть-Элегесту. Тандинцы не просят – они требуют. С муниципальными дорогами разберутся сами, но детей в оздоровительные лагеря на Чагытай возят по региональным дорогам, и они должны быть безопасными.

Сейчас у них сменился куратор в «Тывавтодоре», стало получше. Обещают урегулировать дорогу от Сосновки до Балгазына. Но все-таки главная причина – отсутствие денег. Тут ничего не поделаешь. «Гребенки» из Балгазына до Владимировки – как раз следствие нехватки финансов, и, соответственно, планировки. Планировку делают раз в месяц, а надо бы – раз в неделю.

Что зависит от администрации района по профилактике безопасности, сделано все – буклеты, баннеры, профилактические беседы и разные мероприятия, летом проверяют компании, выезжающие «на шашлыки», осенью много свадеб, активно работает МВД. Сходы граждан – минимум поквартально, а часто и связанные с резонансными происшествиями. Кстати, вот насчет внеочередных, «резонансных» – это больше с целью не допустить самосуд.

А в первой школе в Бай-Хааке есть замечательный отряд Юных инспекторов движения. Этот проект направлен на решение задач другого федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Дети очень активные – одни из победителей конкурса ЮИД. Так что в числе главных задач, связанных с безопасными дорогами – это сами дороги, их ремонт и содержание.

Ирина КАЧАН.

Фото автора