Тува полностью готова начать международное авиасообщение с азиатскими странами. Терминал в аэропорту Кызыла еще в прошлом году заработал в многостороннем режиме, а на первом рейсе в Улан-Батор в сентябре улетел Владимир Путин. Одновременно в правительстве республики работают над тем, чтобы коммерческий транзит из Сибири через Туву далее в Азию стал возможен и другими видами транспорта: автомобильным и железнодорожным.
В своем недавнем послании Верховному Хуралу Глава Тувы Владислав Ховалыг анонсировал скорое начало ремонта трассы Абаза – Ак-Довурак. Эти 237 километров рассматриваются как часть будущего автомобильного коридора, который в ближайшие пять лет рассчитывают сформировать из Сибири в Монголию и Китай. «Красноярск – Абакан - Абаза - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Ховд - Урумчи» — так выглядит его длинная логистическая схема. Ее необходимость для себя и соседей Тува отстаивает уже полтора десятка лет. Видимо, при Ховалыге региону, наконец, удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Трансграничный коридор включен в Стратегию развития Сибири, и денег на проект, который, как следует теперь, стал стратегическим, Москва жалеть не будет. Прежде всего на его ключевой «тувинский» отрезок.– Восемь миллиардов рублей - столько до 2030 года планируется вложить в дорогу Абаза - Ак-Довурак, – прокомментировал министр дорожно-транспортного комплекса Тувы Шораан Чыргал-оол. – Трасса должна минимум на 65-70 процентов начать соответствовать нормативам. Сейчас этот показатель ограничен лишь 50.
Работы будут направлены на повышение пропускной способности дороги. Очевидно, что она должна быть не меньше (а на перспективу даже больше), чем у автомобильного пункта пропуска «Хандагайты» на границе с Монголией, когда он заработает в многостороннем режиме.По информации минэкономразвития Тувы, планируется, что в сутки транзит через хаб будет проходить две сотни машин. Половина из них грузовики. Получается, где-то столько же груженых фур станут курсировать и по участку Абаза – Ак-Довурак – самому короткому проезду из Хакасии и Красноярского края в Монголию и Китай. То есть не меньше тридцати тысяч тоннажных «Фрейтлайнеров», «Сканий» и «Манов» в год. Не сразу, конечно, такая вереница появится. Логистику компании меняют со скрипом. Но после запуска многостороннего режима в Хандагайты на трассе «Абаза – Ак-Довурак» ожидают увеличение грузопотока. Эксперты прогнозируют и рост пассажирских перевозок до 100 тыс. человек. А также увеличение потока туристов в 2,5 раза.
– В этом году реконструкция пункта пропуска «Хандагайты» будет завершена, – подчеркнул Шораан Чыргал-оол. – Основные строительно-монтажные работы на нем закончим в начале-середине лета.В минэкономразвития республики в свою очередь говорят, что по их предварительным расчетам объем перевозимых через хаб «Хандагайты» грузов возрастет в два раза – до 70 тыс. тонн. Под грузами имеются ввиду нефтепродукты, изделия из пластмасс, древесина, стройматериалы, металлы и сельхозсырье. Импорт, экспорт.
– Недавно к нам зашла сеть магазинов «Пятерочка». Они очень интересуются началом работы пункта пропуска «Хандагайты». Некоторую часть продовольствия сеть закупает в Китае. Транспортируют по морю через порты Владивостока. Международный транзит через Хандагайты даст им сокращения транспортного плеча, – отметил собеседник корреспондента газеты, знакомый с ситуацией в бизнес-сфере региона. – Очевидно, что транзит через пункт пропуска «Хандагайты» ждут и те, кто торгует через различные маркетплейсы.По ту сторону границы транзитом в Сибирь через Туву интересуются не меньше. Китай охотно обсуждает эти перспективы. Монголия вовсе уже завершила модернизацию «Боршоо» - своего пункта пропуска. В апреле в открытии монгольского хаба участвовал Владислав Ховалыг. Для монголов и китайцев транзит через Туву со своим экспортом кратчайший выход на Транссиб и Северный морской путь.
Не стоит упускать из виду и развитие придорожной сферы услуг, сопутствующей караванам грузовиков. Кафе и гостиницы потребуются дальнобойщикам на всем протяжении маршрута. В том числе на его отрезке в Туве. А это опять же рост занятости населения.В миндортрансе сообщают, что сейчас ведут переговоры с Москвой, чтобы соответствие нормативу на трассе «Абаза – Ак-Довурак» до 2030 года довести до 80 процентов. Не останавливаться на 65-70 запланированных. За последние годы дорожная отрасль Тувы «нарастила мускулы». Техническая обеспеченность компаний, которые занимаются такими тендерами, выросла, также как квалификация и профессионализм инженеров и рабочих. Судя по всему, это позволит миндортрансу республики уверенно взять обязательства справиться с большими объемами работ на стратегическом участке. В общем, куй железо пока горячо.– В этом году на дороге «Абаза – Ак-Довурак» работы будем вести на двух мостах, – говорит Шораан Чыргал-оол. – Один находится на 161 километре трассы. Второй на 180. Ремонт завершим в следующем году. Нам нужно не просто их отремонтировать, но и увеличить пропускную способность с учетом роста грузопотока на маршруте. Проект разрабатывали весь прошлый год.
Параллельно с формированием автомобильного коридора власти региона продолжают работать над продвижением проекта железнодорожной ветки через Туву в Монголию и Китай. Но этот проект многократно сложнее и намного дороже. Он требует очень глубокого обоснования, в том числе, по части потенциальных объемов грузоперевозок. В минэкономразвития региона, его оценивают в 74 млн тонн к 2035 году. Потребность в железнодорожной инфраструктуре подтвердили семь крупных компаний, работающих в Туве.
Антон ПОСОХИН.
Фото из открытых источников.