Тувинская правда 12+

Доюбилейное-6: О «русофильстве» и не только

26 декабря 2020
42

Это ведь означает, что вас действительно интересует история Тувы, и вы готовы отправиться в дальнейший поход-исследование появления ТНР. Когда говорят, что первоначально ТНР разделялась на четыре хошууна, это ведь категорически неверно. То есть – все наоборот – ТНР появилась благодаря тому, что четыре хошуна смогли соединиться и создать общее правительство.

Но до этого еще нужно дойти. А мы пока все еще разбираемся, что было предпосылкой такого объединения. И, кстати, попытаемся понять, почему утверждения о «русофильстве» некоторых тувинских политиков той поры можно считать несостоятельными.

Был ли русофилом хемчикский Хамбо-Лама Чамзы

Как кажется, представление о «русофильстве» некоторых тувинских правителей и чиновников, пошло с легкой руки царского чиновника Григорьева, который характеризовал Иргита Агбаан-Демчи как «искреннего русофила, умного, просвещенного и влиятельного человека». Может быть, кто-то говорил нечто подобное и ранее – для нас это сейчас не столь важно.

Умный, просвещенный, влиятельный – все это правильно. То же самое говорили о хемчикском Хамбо-Ламе. Но каким образом они стал русофилами, и как это могло оказать влияние на их политические взгляды? А никак не могло.

Для примера: почти все офицеры русской армии времен Отечественной войны с Наполеоном до войны были совершенно конкретными франкофилами или галломанами. Многие говорили на французском языке лучше, чем на русском, читали французскую литературу, восхищались французским искусством. Это никому не помешало воевать с Наполеоном и изгнать французов из России. После войны они же продолжали брать детям французов-гувернеров.

То есть, можно любить сколь угодно сильно культуру другого народа, но это не мешает защищать свой народ и свою культуру. На политику эта любовь не окажет никакого влияния.

Брат нойона Хайдыпа, хемчикский Хамбо-Лама, писал прошение о покровительстве России. И, скорее всего, убедил своего племянника тоже подписать прошение, составленное Церериным. Но вовсе не потому, что так уж любил русских. В политике, тем более в международной политике, любовь в учет не принимается. К тому же, в своем прошении он конкретно указывал: «Не разрешать слишком большого наплыва русских подданных, не имеющих установленных русскими властями разрешений, кроме заселившихся ранее».

Большая политика

Кажется, некоторым может показаться странным, что правители небольших (по численности) хошунов могли участвовать в серьезной международной политике.

Но когда и для кого численность населения была препятствием для каких-бы то ни было действий? «Илиаду» и «Одиссею» до сих пор читают. Ладно, сейчас многие ограничиваются фильмами. Но Троянская война была действительно важным историческим событием. Население Трои в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей.

На Нотр-Дам все любовались хоть бы на картинках. В Нотр-Дам де Пари на службе могло присутствовать больше девяти тысяч человек. Просто, в то время в Париже жили около 10 тысяч человек. И это не мешало королям заниматься большой политикой.

Может быть, Туве немного не повезло в том, что она оказалась «зажатой» между двумя огромными державами той эпохи: Российской Империей и Китаем Маньчжурской династии. Но ничто не помешает бороться за свою землю, свое государство и свои интересы. Даже если это государство - маленькое тувинское княжество.

Так что Буян-Бадыргы под руководством своего дяди вмешался в большую политику не особенно рефлексируя над размерами. Хотя, в данном случае размер, конечно, тоже имел значение. И нужно было выбрать именно такого покровителя, который с одной стороны мог бы защитить, а с другой – не особо бы вмешивался во внутренние дела.

Почему – не монголы?

Конечно, в своем прошении Хамбо-Ламы Чамзы не мог написать, мол мы решили просить о покровительстве именно вас, потому что никого получше по соседству не заметили. Но он описал конкретные претензии к монголам. Очевидно, Буян-Бадыргы разделял его взгляды. Он ведь тогда был действительно очень молод, а у дяди – брата отца – был большой авторитет.

Хамбо-Лама пишет вполне откровенно: «наше урянхайское население временно оставалось в выжидательном положении, не зная, какое избрать для себя более наилучшим направление». Он не говорит, что обожает Россию и мечтает о союзе именно с ней. Да, мы выжидаем. Если честно, то именно русофил так бы не написал. То есть, он бы вообще опустил бы этот «выжидательный» момент, а перешел бы к сути прошения.

Но давайте посмотрим, то он пишет дальше: «Причинявшиеся ранее нашему приграничному ничтожному урянхайскому населению со стороны монголов различные притеснения, обременительные повинности, налоги и т.д. при создавшемся новом положении нисколько не облегчены, а, напротив того, даже усугублены, ввиду чего наше население не видит облегчения и спокойствия и терпит большие лишения, подвергаясь опасности.

Монгольским правительством объявлялись распоряжения, имевшие целью уничтожить старые маньчжурские обременительные и тяжелые порядки и создать новое положение, которое бы обеспечило благосостояние народа. Но впоследствии на деле выяснилось, что монголы, покровительственные своей заботы, так и тяжести повинностей стали неравномерно распределять между своими халхаскими и нашими урянхайскими хошунами».

Здесь находятся одновременно два послания читающему. Хамбо-Лама перечисляет обиды от монголов, объясняя, почему урянхайское население не хочет объединяться с ними, а заодно и намекает, что если будут такие же притеснения со стороны России, то урянхайцы этого тоже не потерпят.

Давайте, без осложнений!

Читаем дальше текст прошения: «В силу того, что наши насиженные исстари места граничат на севере с Россией, урянхайское население вполне естественно смешалось с русским, имея взаимную связь и многочисленные материальные интересы.

Если представить себе картину возможного осложнения между администрациями, будет очень затруднительно справиться своею властью с этим осложнением и обеспечить мир».

Да, тут тоже прямым текстом: до сих пор мы жили дружно, и давайте дальше жить без осложнений.

«Урянхайские чиновники, духовные и видные светские лица, поименованные в особом, прилагаемом при сем списке, обсуждая заявление сановника Церерина о том, что он командирован от своего правительства специально для того, чтобы взять урянхов под покровительство, не позволять никому другим брать с ним дань и защищать от притеснений, чинимых со стороны под видом повинностей, пришли к тому убеждению, что долг каждого человека - стремиться к тому пути и избрать то положение, где обеспечен мир и жизнь более вольготными от повинностей и такой вполне соответствующий результат должен быть принят с величайшим благоговением и удовольствием, а потому мы вполне добровольно с искренним намерением принимаем это».

Вот что конкретно и добивались князья, подписывая прошения, пусть даже и составленными за них Церериным. Итак: меньше налогов, меньше осложнений, мирная жизнь, благосостояние. А что еще хотели, принимая покровительство?

«Умоляем лишь не отказать оставить нам право распространения желтой религии на территории хошунов, сохранить все, перечисленные в особо прилагаемом списке прежние установленные с давних времен порядки управления и обычаи, как немогущие служить чему-либо препятствием, избавить от военной повинности и в будущее блестящее время не оставить также попечением о выполнении населением 16 нравоучительных драгоценных заповедей, изложенных также в особом приложении».

Дальше идет перечисление заповедей. Только их почему-то 17, а не 16. С одной стороны – это действительно обычаи, которые надо сохранять. Кстати, их и сейчас надо бы всем сохранять. С другой стороны – это попытка объяснить суть, как бы мы сейчас сказали, этнической самоидентификации: да, мы такие, и не надо пытаться изменить нас.

Нравоучения

Наверное, имеет смысл перечислить эти «нравоучительные драгоценные заповеди»

«1. Стараться выполнять нравственный долг, почитание и веру в буддийскую троичность (Будда, учение, духовенство).

2. Почитать ученых, отцов и матерей.

3. Уважать старцев, старших и лиц родовитых и знаменитых.

4. Великодушно и хорошо относиться к друзьям, имеющим близкородственные отношения.

5. Оказывать содействие местному населению, подобно врачу.

6. Хранить лучшие достоинства нравов, зиждущихся на просвещении и законности.

7. Заботиться о проявлении прямоты и честности дела, не ограничиваясь истинным дружеским стремлением.

8. Быть умеренным и беспристрастным в пище, одежде и имуществе.

9. Стремиться к усовершенствованию в науках и грамоте.

10. Воздерживаться от лукавства, обмана, кражи и клеветы.

11. Следовать за радостным восхождением и кротостью без зависти и плоти человеческой.

12. Оказывать защиту и гуманное состояние всем.

13. Не давать жене во владение головы своей и власти.

14. Не позволять себе нарушать душевное спокойствие других, пользуясь их кротостью.

15. Мудрец красноречия должен научить других чтимому искусству.

16. Доставлять в должной мере радость и удовольствие другу, пользующемуся доверием и близким отношением.

17. По делам важным должен быть определенный суд, не допускающий никаких злоупотреблений».

А в следующий раз мы посмотрим на то, какая «засада» ожидала Церерина, почему возникли проблемы с Тоджинским и Салчакским хошунами. Да, путь к объединению был непростым.

Марина ДМИТРИЕВА

Фото автора и из альбома «Черно-белая Тува»

Все фактические данные в материале – из архивных документов, опубликованных в книгах «На перекрестках времен» и «Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем – Тувой». Разные написания имен и географических названий – в соответствии с документами в источниках.

"Тувинская правда" №94 от 26 декабря 2020 года.

 

Редакция «ТП»