Поэтому рассмотрим кто именно обращался с просьбой о протекторате, административное деление, а заодно и некоторую странность в написании прошений.
Комбу-Доржу перечислил всех
Документ амбын-нойона содержит имена и должности всех, от имени кого он обращается к пограничному начальнику. А уж пограничный начальник должен, по мнению амбынь-нойона всё «довести к стопам Великого Белого Государя». Стиль изложения более архаичен, чем прошения он Буяна-Бадыргы и правителей Бээзи-хошуна. Но о стиле потом, сначала все-таки посмотрим, кто именно обращался к Белому царю. По сути, это как раз и будут те, кто через семь лет после протектората строили свое государство.
Сообщение амбын-нойона построено так, как мы и сейчас пишем заявления, только мы сначала указываем: кому, потом – от кого, потом что именно за документ (заявление, просьба, обращение) и, наконец, сам текст. А в сообщении: сначала - от кого, потом – кому.
Итак, от кого:
«Танну-урянхов:
Оюннар сумо - цзанги Балдыра, мейрина Ачикая, мейрина Саны, цзалана Самдрака, цзалана Дульбы, цзалана Цагандая, цзалана Ойдупа, хунду Мунку, цзайсана Тарбы, дарги Бальчжинями, дарги Серота;
Соет сумо - цзалана-цзанги Ойурых, цзанги Банчык, мейрина Санчата, цзалана Хорло, хунду Пюрю, дарги Суруна, дарги Ловул;
Иргит сумо - цзанги Шыырап, мейрина Шыырап, мейрина Серена, мейрина Ончуна, хунду Самаана, гелина Агвана, гелина Норву, бижээчи Дарисуруна;
Чооду сумо: цзанги Дагбы, цзалана Дамдина, цзалана Дувана, хунду Шыырап;
Салчак хошуна:
Убор Кыргыз сумо - цзалана-цзанги Бальдыра, цзанги Хорло, Самдыка, хунду Дэлик-куньчжил, дарги Енжат;
Тожу хошуна - цзалана Сегбе, цзалана Помнана;
монастыря на Самагалтае - представитель монастыря Лобуля, цзасака ламы Дан-Сюрюна, сорчжи Найдама, сорчжи Чалзарая, сорчжи Идама, дэмчи Дамдина;
монастыря Соет сумо - хамбо Шыырап, сорчжи Людуп, ловун Седен, кеский Цзайсана и многих шавы;
монастыря Кыргыз сумо - сорчжи Чойдана, сорчжи Нанчжой, ловун Тада, кеский Шарап и многих шавы;
монастыря в Салчаках - хамбу Чалзана, ловун Соотчи, кеский Сурана и многих шавы, и всего Танну-Урянхайского народа.»
Насчет всего Танну-Урянхайского народа сложно сказать, но вот тут перечислены те, кто, образно выражаясь, стоял под флагом Комбу-Доржу. Тут еще интересно, что монастыри выделены в отдельные единицы составного автора прошения. То есть – сообщения.
Явно, монастыри, хоть и находились на территории какого-либо сумона, были самостоятельны. Поэтому хемчикский Хамбо-Лама Чамзы и писал отдельное прошение о принятии тувинского населения, проживающего на Хемчике, под покровительство России. Причем написал его гораздо раньше Буяна-Бадыргы – 28 сентября 1913 года.
Амбын-нойон обращался с просьбой 15 февраля 1912 года в «Год черной мыши 1-й месяц 1-ое число».
Буян-Бадыргы чувствовал себя правителем
Прошение Буяна-Бадыргы было написано только от него лично. Он не перечислял сумоны и монастыри, а их было немало. Он не перечислял имена правителей родов и чиновников. Он писал конкретно от себя. Он чувствовал себя правителем. И получил потом ответ тоже именно на свое имя.
Бээзи-хошун на тот момент не имел одного конкретного правителя. Так уж получилось. Поэтому им пришлось перечислить всех, кто, так скажем – подписал прошение.
Прошение было от «Правителей 17-ти отоками по реке Хемчику цзайсанов: Лубсана, Ендона, Шыырапа, Ананды, Баинтугуса, Баинсулчжи, Дондопа, Цзалагу, Эрельчжина, Эрдене-Очира, Варимы, Цагачи, Сонома, Церенпила, Хурен-оола, Бора-хоо и Борбак-оола, и всех демчи, мейренов, цзаланов и прочих чиновников
Тут перечислены только имена, нет пространного объяснения какими сумонами они управляли. И этому есть причина. Но об этом тоже позже. А сейчас – конкретно административное деление.
Хошуны и сумо
Кстати, именно чиновники Бээзи-хошуна взялись объяснить русским чиновникам административное деление Тувы того времени. Правда они сделали это не просто так – заодно выразили желание иметь возможность выбрать главу своего хошуна самостоятельно. Они выделили семь основных структур.
«1. Наш хошун в 17 сумонов или отоков (родов), население которого проживает по долинам рр, Хемчика и Большого Енисея» Они подчинялись манчьжурскому императору.
2. Хошун князя гун Буян-Бадыргы. В нем – десять сумонов, население проживает смешано с населением Бээзи-хошуна.
3. «Хошун амбына Комбу-Доржу в 4 сумона». Расположен в долине реки Тес.
4. «Хошун ухерида Бальчжиннимы в 4 сумона, который расположен по долине реки Енисея».
5. «Хошун ухерида Тонгмита в 4 сумона проживает в районе озера Тоджи».
6. «Один сумон монгольского князя Цзасакту-хановского аймака гун Бацзыр-Аракча, находится на юге хр. Танну-ола». Это – Шалык сумон.
7. «Три сумона: Маады, Чооду и Сартул, считающиеся подданными монгольского князя того же аймака Дурэгчи-вана».
И делают вывод – в Туве всего 43 сумона, из них 21 сумон считались «крепостными монгольских князей» а остальные 22 – платили дань маньчжурским императорам
В сборнике «На перекрестках времен» дана похожая, но чуть-чуть другая структура. Без указания авторства. Здесь выделены пять основных хошунов, и дополнительно несколько сумо.
«Ойнарский хошун: Ойнар сумо, Иргит сумо, Соин сумо, Убыр Чжодо сумо.
Тоджинский хошун: Го ол сумо, Хара Чжоды сумо, Ак-Чжоды сумо, Куяк сумо.
Сальджакский хошун: Куль сумо, Сальджак сумо, Байгара сумо, Киргиз сумо.
Кемчикский хошун: Монгуш сумо, Ондар сумо, Н. Орчжак сумо, Комуши сумо, Б. Ховалок сумо, Кара-Монгуш сумо, Иргет сумо, Сая сумо, М. Ховалок сумо, Б. Орчжак сумо.
Бейсэ хошун: Сат сумо, Тонгак сумо, М. Тулюш сумо, Кыргыз сумо, Карасал сумо, Кучегет сумо, Кулар сумо, Сарыглар сумо, Сальчжак соин сумо, Хертек соин сумо, Хаара-Тонгак сумо, Тумат сумо, Долан сумо, Б. Ихе Тулюши сумо, Чжиргак хоулар сумо, Сук-Бачжи хоулар сумо, Чжидан Тонгак сумо.
И несколько сумонов, непосредственно подчиняющиеся монгольским князьям:
1. Мада и Чжодо сумо; 2. Шалык сумо; 3. Сартул сумо».
Как кажется, этот список (из пяти хошунов) делал русский чиновник, и здесь идут вперемешку и имя правителя сумона и род, который составляет сумон. Может быть, этот список как раз и делали для того, чтобы разобраться: кого же брать под протекторат. Насчет искажения имен – тоже все понятно. Ни кириллической письменности, ни латиницы тогда еще в Туве не было. Как услышали – так и записали.
Группируем дальше и подсказываем?
Первое прошение представляется абсолютно самостоятельным, в «вольной форме». Амбын как принято было в то время прибедняется, пишет: «бедные глупые урянхи». Конечно, он так не считал, просто правила были такие. И когда к монголам обращались писали, что они бедные и глупые. В России, кстати, раньше тоже полагалось так писать.
Но Комбу-Доржу пишет и от себя, и от подвластных ему тоджинцев, и от салчакского хошуна. Значит остаются еще две крупные структуры – Хемчикский и Бээзи-хошун. Бээзи уже побывал и под монголами, и, какое-то время, под Хемчикским хошуном и теперь хочет самостоятельности.
Наверное, с самыми мелкими сумо, такими как Шалыкский и Сартульский решили не связываться, а вот Хемчикскому и Бейсэ хошунам явно дали уже готовую форму обращения. Они составлены в современной (по тем временам) форме, но – больше того – повторяют друг друга слово в слово, за исключением пункта – от кого.
И административное деление, и процедура присоединения могли бы быть гораздо проще. Совсем недавно на всею территорию Тувы распространялась власть амбын-нойонов. Но так уж получилось, что незадолго до освобождения от китайских императоров правители Хемчикского и Бэйсэ хошунов смогли получить некоторую самостоятельность, и вышли из подчинения амбын-нойонов.
В Туве, то есть в Танну-Урянхае наступил период феодальной раздробленности. Объединиться – это означало бы подчинение кому-то одному из хошунных правителей. А вот этого никто в то время не хотел – у каждого были свои интересы.
Однако, они все выразили желание покровительства Росси, а потом, через семь лет, все же объединились – создали ТНР. Почему? Просто, потому что тут возникли общие интересы. И они совпадали с интересами России. Но об этом – позже.
Марина ДМИТРИЕВА.
Фотоснимки из альбома «Черно-белая Тува»
"Тувинская правда" №85 от 31 октября 2020 года.