Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Дни армейской культуры. Дали сцену молодым

Выбор редакции
20 сентября 2023
20

В минувший выходной в Национальном театре РТ был праздник: выступал Центральный академический театр Российской Армии (ЦАТРА)! Этот приезд – уже третий по счету в центр Азии. Мы, зрители, только рады встрече с прославленным коллективом. Событие – в рамках Дней армейской культуры в Туве, что идут с 15 по 21 сентября в регионе.

Приветственные слова со сцены сказал заместитель директора ЦАТРА полковник Эдуард Павлов. А до этого удалось коротко пообщаться с Эдуардом Владимировичем в фойе. Сам не имеет отношения к лицедейству. Прибыли в пятницу, удалось познакомиться с достопримечательностями. Это экскурсия в Национальный музей РТ, по самому Кызылу – новый буддийский храм, набережная, памятники, даже съездили в местечко Алдын-Булак. Понравилось. Про привезенную постановку сказал так: пограничный спектакль, возможное и невозможное, балансирование на грани дозволенного. Такая своеобразная «Игра в мафию». На этот раз решили дать слово молодым, прилетели мало знакомые широкой публике профессионалы.

Напомним, в первые два визита мы имели удовольствие наслаждаться талантом народной артистки РСФСР Алины Покровской, которая прославилась ролью главной героини в знаменитом фильме «Офицеры». И когда в 2021 пандемийном году в сентябре гости во второй раз давали несколько представлений, представители нашей горной бригады были в зале, делали фото на память, помогали технически гостям. Свои приехали к своим. Это традиция ЦАТРА – связь с армией.

Сейчас мы увидели камерную постановку на полтора часа – без антракта. Называется «Метод Гронхольма». Психологический детектив испанского автора Жорди Гальсерана. Премьера состоялась третьего ноября 2018 года. Режиссер – Татьяна Морозова. Здесь ее кредо таково: «Задача театра – средствами искусства представить животрепещущие темы, показать опасность разобщения людей, когда каждый скрывается за экраном своего гаджета».

На сцене – четыре человека, трое мужчин и одна женщина. На «родной» сцене, экспериментальной, зрители сидят рядом, всего в нескольких метрах от артистов. Как-то даже пригласили представителей профессии по набору персонала из разных городов страны на спектакль, которые после увиденного бурно обсуждали сюжет. И как им знакома фраза-клише «Мы вам перезвоним»…

А исполнители тщательно готовились к погружению в образы. Так, Александр Макаров (Энрике) говорил, что знакомился с ролью «В основном из книг, интервью, как источники изучали даже полицейские допросы. Да, интересно было бы попасть в подобный центр оценки, понаблюдать процесс». Иван Гришенков (Фернандо) добавил: «Разбирались в терминологии, структуре отборочного процесса, чтобы действие было максимально достоверным».

И они, и их коллеги Анфиса Ломакина (Мерседес) и Ярослав Бережнов (Карлос) весьма достоверны и убедительны в разворачивающемся действии. Оказывается, крупная корпорация объявила конкурс на должность коммерческого директора. Прошли отборочные туры, осталось последнее собеседование. Что и разворачивается на наших глазах.

Кусочек лакомый: должность хорошая, зарплата солидная, международный уровень. Только вроде бы есть на место три претендента, надо себя с лучшей стороны подать и обойти других. И начинается… На что ты готов ради денег и престижа? Есть ли для тебя грань дозволенного и уже недозволенного, можешь ли ты переступить черту, за которой остаются совесть, дружба, порядочность? Да просто – человек! Порой происходящее походит на Средневековую инквизицию, которая в Испании ой как бушевала. Выворачивают «грязное бельё» про человека, будят в нем самые низменные инстинкты. Как будет реагировать на предложенные ситуации? Да еще их так подают – вроде бы правдивые.

Но, как оказывается, Ложь с большой буквы. И что двое соискателей знакомы, были когда-то в отношениях. И что один из мужчин якобы меняет пол на женский. И что у женщины маме стало плохо, ее увезли в больницу, там она скончалась… Коллизии, перипетии, узелки, даже оплеухи, удары под дых. Испытание не для слабонервных. И не скажешь, что все-все повели себя достойно. Прямо по классикам марксизма: оскал империализма во всей красе.

И как в финале оказалось: многое было разыграно в сюжете, наиграно, порой смотрится как издевательство над личностью и перешагивание границ дозволенного и личного пространства. Был, оказывается, всего один кандидат на должность и трое представителей фирмы, что его испытывали. Это же надо иметь такое воображение и инструкции, чтобы додуматься до «садистских тестов». Ну и европейский райский сад, однако…

А ведь многие у нас до сих пор в него рвутся и считают его самым-самым. Эталонным. Идеальным. Сияющим. Как «жизнь» в тех самых гаджетах. Да вот Жорди Гальсеран решил показать сей сад изнутри. Получилось ярко, жестко. Обличающе и разоблачающе. Нет ничего прямолинейного, в лоб – ни в игре артистов, ни в действии. Достаточно много подтекста получается у исполнителей, нюансов. Да и стоит отметить прекрасное ансамблевое творчество каждого, никто не «тянет одеяло» на себя. Главное – события спектакля заставляют задуматься о сиюминутном и вечном. Стоит ли идти по головам других к цели, да еще и себя калечить морально?..

Наш зритель хорошо понял задумки гостей, оценил мастерство артистов. Среди следивших за сюжетом – глава региона Владислав Ховалыг с супругой, его коллеги, юные кадеты. Все оказавшиеся в зале счастливчики благодарно долго-долго аплодировал. Стоя.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива Национального театра РТ и Интернета