Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Десять лет назад в Туве была учреждена общественная организация – «Потомки тувинских фронтовиков-добровольцев»

Выбор редакции
9 апреля 2022
82

Инициатором выступил Алексей Сундуй, сын известного тувинского добровольца Михаила Сундуя.

– В 1990 году вышла в свет книга моего отца «Тыва эки турачы эскадрон». Он оказался первым и единственным тувинским добровольцем, издавшим книгу о своих друзьях-фронтовиках, – вспоминает Алексей Сундуй. – Почему он решил написать эту книгу, не имея ни образования, ни профессиональных навыков? Дело в том, что в начале 80-х годов он в составе делегации фронтовиков побывал в Ровенской области. И на одном из памятников тувинским добровольцам, павшим на поле боя, он прочел такую надпись: «Здесь похоронен геройски погибший гвардеец Монгуш Сундуй Белекпен оглу». То есть он увидел свою могилу. Не дай Бог кому-нибудь испытать такое потрясение. На него нахлынули воспоминания. Помню, по возвращении домой он сразу же начал штудировать труд Юрия Аранчына, в котором, в частности, приводился список тувинских добровольцев. Отец лично знал всех своих однополчан, вернувшихся с фронта, постоянно общался с ними. Так вот, он обнаружил немало ошибок не только в списке, но и в самом тексте книги. Например, тот, кто спокойно пас овец в совхозе по книге Аранчына, значился в списке геройски погибших на Ровенщине. С того дня отец начал изучать архивы не только в Туве, но и на Украине, вел переписку со школьниками Ровенщины, с ветеранами из районов. Для этого ему пришлось даже устроиться штатным фотографом в Национальный музей Тувы.

Спустя 22 года я понял, что должен, обязан продолжить дело отца. Почему? Во-первых, в главе о погибших или умерших в мирное время товарищах он отводит каждому максимум 10–15 строк. Больше у него просто не было информации. Во-вторых, после смерти отца, скоропостижно скончавшегося от сердечного приступа, осталось очень много рукописей, фотографий, которые он не успел опубликовать. В-третьих, отцом был составлен список отправившихся на фронт добровольцев. А вот список погибших, пропавших без вести, вернувшихся живыми и невредимыми требовал доработки. Дело в том, что многие из них дошли до Берлина, принимали участие в освобождении Западной Украины, Прибалтики. Некоторые принимали участие в разгроме Японии на Дальнем Востоке. Есть добровольцы, похороненные в Венгрии, других странах. Но никто не искал их могилы, не облагораживал их. Народ должен знать и помнить своих героев. Упущено много драгоценного времени, а работы очень много. Одному мне не осилить, вот почему я решил объединить усилия всех родственников тувинских добровольцев, – подытожил Алексей Сундуй.

Учреждение новой общественной организации дало толчок исследовательской работе. В частности, удалось ликвидировать много «белых пятен» в забытой истории о ополченцах-тувинцах, боровшихся вместе с монголами за освобождение от китайского владычества, а также о тувинских аратах, принимавших участие в гражданской войне в составе партизанских отрядов Щетинкина и Кравченко.

Федор АРШАНСКИЙ