Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЧТОБЫ СИБИРЯКАМ ЖИЛОСЬ ХОРОШО

17 октября 2020
37

В 90-ые годы вся страна выживала, как могла. Проблемы, с разной степенью остроты, были во всех регионах РФ и Сибири. Самая главная – с развалом ведомственного управления, ликвидацией Госплана и переходом к свободному рынку оборвались связи между предприятиями, прекратились поставки. На ходу перестраивались, учились работать без разнарядок и директив, самостоятельно. В этой ситуации главы регионов стали брать ответственность на себя и сами наводить мосты между регионами, в том числе в виде ассоциаций вроде МАСС.

- МАСС была создана в 1990 году, когда страна разваливалась. Слава богу, Россия выстояла, и во многом благодаря тому, что регионы стали объединяться, в том числе сибиряки, которые создали свою ассоциацию - «Сибирское соглашение». Конечно, она сыграла свою, очень важную роль в укреплении России.
- Шолбан Валерьевич, есть еще бренд «Большая Сибирь», под которым сегодня работает ассоциация, - в чем его смысл?
- «Большая Сибирь» - это не просто слова. Все мы, живущие в Сибири, хоть и разделены на регионы и народности, позиционируем и ощущаем себя как единую общность. Вот один, но очень красноречивый пример. 2010 год, всероссийская перепись населения. Очень много жителей Тувы тогда в графе «национальность» указали «сибиряк». Я почему это помню? Потому что наши тувинцы-тоджинцы из-за этого потеряли положенные им как малочисленному северному народу субсидии. Так что Сибирь – она не только вокруг, она в сердце. Сибиряками считают себя все, кто живет от Тюмени до Забайкалья. Не случайно в СФО входит 12 регионов, а членами МАСС являются - 14.
- Действительно, немало. Большая территория.

- Сибирь большая не только по территории. Велика она и по своему потенциалу. Возьмите новосибирский Академгородк, Норникель, лесоперерабатывающие комплексы Красноярья – это структуры мирового значения. А по ресурсам нам вообще нет равных. Помните? «Могущество России прирастет Сибирью» – это когда еще Ломоносов сказал, два столетия прошло. А сибирская кладезь не кончается, все страну кормит.

И вот задача МАСС – раскрыть богатства Сибири, объединить наши возможности и таким образом усилить каждый регион по отдельности и всех вместе. В этом сила «Сибирского соглашения».
Сегодня в структуре ассоциации не только консультативные советы во главе с губернаторами. Появились и проектные офисы.

- Чем там занимаются?

- Проектные офисы разрабатывают и реализуют интеграционные проекты, например, развитие малой авиации. Жители Тувы хорошо знают трудности коммуникации, когда из одного конца республики до столицы 6 часов «пилить» на машине. На самолете - считанные минуты.
Поэтому мечтаем о трансграничной транспортной инфраструктуре. И что-то уже реализуем. Дороги – артерии Тувы. Сегодня готовим к многостороннему режиму пограничный переход Хандагайты – Боршоо. Он нам не только в Монголию двери открывает. От него 400 км до Китая. Для сибирского бизнеса это очень выгодный «коридор» на огромный азиатский рынок.
Словом, «Сибирское соглашение» - это прежде всего развитые дороги, межрегиональное сообщение, в том числе и воздушное, конечно.

- Шолбан Валерьевич, в предварительной беседе Вы говорили о лизинге и взаимном обмене между регионами. Расскажите подробнее.

-В рамках МАСС сегодня создается Сибирская лизинговая компания, через которую мы планируем организовать поставки воздушных судов для регионов СФО.
Не менее важен вопрос экономического районирования и территориального разделения труда. Я уже говорил о красноярском лесе. Точно так же может специализироваться любой регион. Почему бы в Туве не сосредоточить переработку шерсти в масштабах округа? У нас скота больше, чем где-либо в Сибири.
Алтай у нас со времен Союза был продвинутым в плане туризма. Его привлекательность можно расширить за счет создания Большого Саянского кольца, объединив дорогами Красноярский край, Хакасию, Туву, Алтай, Кемерово. От этого выиграют все.
К партнерским связям регионы подталкивает и бизнес. Благодаря федеральному проекту освоения Ак-Сугского месторождения республика наша получит отдельную ветку электроснабжения от Иркутского энергетического узла. Она позволит нам электрифицировать таежную Тоджу, которая до сих пор сидит на дизельных генераторах.
- Шолбан Валерьевич, что Вы пожелаете ассоциации «Сибирское соглашение» по случаю юбилея?
- Большая честь быть частью большой Сибири. Не случайно мои земляки принадлежность к Сибири приравнивают к национальности. Ассоциация «Сибирское соглашение» объединяет наши силы. Это единство всегда помогало в трудные времена, еще больше оно востребовано сейчас, в условиях пандемии. Например, Красноярск нас выручил аппаратами искусственной вентиляции легких, когда возникла угроза их нехватки. От Кузбасса наши врачи получили поддержку в виде спецодежды для

работы с коронавирусными больными – спасибо, кемеровчане.
Таких связей не счесть. Из них рождаются серьезные совместные инициативы. Вместе с Хакасией, скажем, мы продвигаем проект дороги, которая даст выход на Китай. С Алтаем строим дорогу, которая соединит наши республики и две федеральные трассы – «Енисей» и «Чуйский тракт».
Еще больше проектов в стадии разработки и подготовки. Хотим, например, тувинскую ветку Транссиба поднять с уровня локальной дороги до международного статуса. Я имею в виду развитие Курагино - Кызыл в сторону монгольской границы с дальнейшей интеграцией в азиатскую дорожную сеть.
Очень хочу, чтобы наши инфраструктурные проекты получили государственную поддержку и правительство РФ утвердило программу развития Большой Сибири по аналогии с дальневосточной программой. Уверен, что так и будет. И тогда именно МАСС станет ядром этой программы, ее движущей силой. Так что, в добрый путь, Сибирь. Белой дороги, «Сибирское соглашение».

- Благодарю Вас, Шолбан Валерьевич, за разговор.

Подготовила Татьяна РАМАЗАНОВА.

При содействии пресс-службы правительства РТ

Фото Даяна ДАНСЮРЮНА

"Тувинская правда" №83 от 17 октября 2020 года.