Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Что хотел сказать автор?»

17 ноября 2021
113

А в данном случае – «что ты увидел?», потому что речь пойдет о фильме и о спектакле по пьесе Виталия Петрова. Фильм «Стальные ветра». Спектакль театра кукол «Степь».

О пьесе

А вот именно о пьесе трудно сказать что-нибудь. Пьесу не издавали, не публиковали. По сути, мы можем видеть только то, как ее интерпретировали режиссеры. Но есть ведь и сам автор! А Виталий Петров считает главными три ключевых момента.

Первое – он хотел показать, исторический момент – гражданскую войну в Туве.

Второе – какой бы идеологии ты ни придерживался, главное всегда оставаться человеком.

Третье – и «красные» хорошие» и «белые» в принципе хорошие. Они – люди долга, люди чести. Но вот так получилось, что те и другие стали убивать друг друга, а бедолага – тувинский парень – попал между молотом и наковальней.

И автор (по его собственным словам) через обычных людей (не командиров, не нойонов) хотел показать, как же все происходило, как к этому противостоянию относились простые араты-тувинцы.

Выбор героя

Это не о том, какой выбор сделал главный герой (он, кстати, выбора вовсе не делал, ему это было не надо), а о том, каким выбрали героя. «Просто тувинцев» ведь не бывает. Но если бы герой был с Хемчика то, как считает Виталий Петров, был бы совсем другой жанр. И смеется: «Может быть вестерн-стрелялки». На Хемчике хуже знали русский язык, труднее было бы договориться.

Если бы герой был тоджинец, пропали бы замечательные фрагменты сюжета, касающиеся рыбы – это ведь привычная еда для тоджинцев. А именно эти фрагменты неплохо обыграны и в фильме, и в спектакле.

В общем, героем фильма стал Сотпа (говорит, что его имя переводится как «терпеливый») из рода Маады. Из тех Маады, которые издавна соседствовали с русскими. Мнение о русских у них уже сложилось, они знают, на что те способны. И вдруг они начали убивать друг друга. Причем, непонятно по какому признаку отличают друг друга для вражды.

(За кадром)

И вот тут мы подходим к вопросу «что ты увидел». И это тоже важно. Тувинцы воспринимали (особенно в то время) русских как более эмоциональных людей. Сами они гораздо спокойнее, свои чувства не выплескивают на первого встречного.

Особенно это заметно в постановке Театра кукол, где красноармеец доходит порой до фанатизма. Но и в фильме казаки ведут себя почти неадекватно. Да, русские оказались очень шумными соседями, готовыми идти на крайности. Местным жителям, наверное, это было не очень понятно и не очень приятно.

Рыба во всех смыслах

Отвлечемся от того, что хотел сказать автор, когда в разговоре красноармейца и арата возникла тема рыбы. Может, просто хотел показать разное отношение к некоторым вещам.

Но оба режиссера – в театре Айдыс Чадамба, в кино Ролан Ооржак – тему обыграли шикарно. Хотя и очень по-разному. У Айдыса Чадамба рыба – символ раннего христианства. Тогда многие были фанатично преданы религии. И накал антирелигиозности красноармейца – того же уровня, что и вера первых христиан. И спасет его тоже вера. Он будет молиться, думая, что погибает. Спасет его, конечно, главный герой, хотя он ведь не так прост, как кажется. Красноармеец заставит его кричать, что Бога нет. Но как же нет, если есть духи-хозяева местности. И, судя по тому, как ведет себя Сотпа Маады, порой кажется, что он и есть Хозяин местности во всех смыслах. Но рыба, именно как симол христианства, над степью все же проплывет.

В кино тема религии не так проявилась. Хотя потом мы увидим шамана, уже будет понятно, что красноармеец Степан станет более веротерпимым. Но именно спокойно-веротерпимым. А вот рыба возникнет в другом контексте. В русском селе Степан у одной вдовы «реквизирует» телегу, чтобы отвезти Сотпа к шаману для лечения. Потребует еды для больного. А вдова вынесет рыбу... Вот тут он и возмутится: зачем ему рыба – неси мяса, хлеба.

Тут уже речь пойдет не только об уважении другой веры, но, в первую очередь, об уважении других обычаев. Раз эти люди не едят рыбы, значит, и не надо вообще говорить о ней, как о еде.

Два Сотпа Маады

Сотпа в театральной постановке – старик. Через него режиссер хотел показать мудрость народа, которая противостоит недолгой быстрой и беспощадной Гражданской войне. Хоть тогда и непонятно, почему его ждут в юрте дети. Но ведь можно предположить, что это его внуки.

Старик действительно мудр. Это показано и через отношение к природе. Может быть, и впрямь он был Хозяином местности.

В кино это – относительно молодой человек, вряд ли много старше Степана. Но тут проявился другой момент. Он многое понимает лучше красноармейца не потому, что стар, а потому, что владеет народными знаниями, народной мудростью. Он узнаёт обо всем с детства, он вырос в этой среде, он лучше к ней приспособлен. Он может узнавать время по положению солнца, знает, как развести костер без спичек и зажигалки, как поддерживать его. И да, у него в юрте вполне могли быть маленькие дети.

И в фильме, и в спектакле понятно, что вот навыки такой жизни на природе – это не противопоставление русских и тувинцев. Степан ведь деревенский парень, и сам должен бы уметь все это делать. Но Степан слишком увлекся «прогрессом». Зажигалка, часы и все прочее – это хорошо, это правильно, к этому должны все идти. А всё, что противоречит прогрессу в его представлении – темнота и отсталость.

Наверное, по такому же принципу сами тувинцы в двадцатых-тридцатых годах прошлого века боролись с «отсталостью» - с вековыми традициями. Здесь идет противопоставление увлечения быстро меняющимися новинками традициям и опыту.

«Вот оно – будущее», - говорит Степан, пытаясь разжечь костер зажигалкой. Но будущее явно не наступило, зажигалка не сработала. При расставании с Сотпой, он будет пытаться подарить ему зажигалку. И подарит часы. Но часы – не как знак «прогресса», а просто как дорогую вещь. Наверное, эти позолоченные часы были самым дорогим предметом, которым когда-либо владел крестьянский парень.

Театр милосерднее

В театральной постановке – открытый финал. Степан и Сотпа расстаются. Степан едет в город Красный, Сотпа – в свою юрту, к детям. Это спектакль – притча. Задумались о об основной проблеме – о взаимоотношениях очень разных людей, и хорошо. Притча, аллегории. Можно подумать о том, как станут дальше жить главные герои. Сохранят ли часы дети Маады, и какую вообще смысловую нагрузку имеют часы…

В фильме – все жестко. Сотпа умирает от заражения крови. Открытого финала нет. Степан везет его тело к вдове и по дороге разговаривает с ним, как это делал с живым.

Но в фильме «прорезается» другой открытый финал – по дороге Степан встречает трех молодых парней-тувинцев, которые скачут, чтобы принять участие в войне. Да, как и полагается, на стороне красных. Хотя всё взаимозаменяемо. Но вот эти парни уже готовы принять участие в противостоянии. Они будут убивать других людей, не понимая толком, зачем это делают. Они – антиподы Сотпа, и антиподы уже изменившемуся Степану. Вот эти парни и будут потом делать историю.

Оставаться людьми

И Виталий Петров, и исполнитель главной роли Орлан Оюн считают, что главное в любой ситуации оставаться людьми. Ведь политическая «окраска» в сюжете действительно взаимозаменяема. Степан мог бы быть тем же деревенским парнем, но воюющим на стороне белых. А казаки, которые хотели казнить Степана вполне могли быть красными партизанами. Это даже не принципиально. 

Попробуйте мысленно поменять «красных» на «белых» – ни на сцене, ни на экране вообще ничего не изменится. По обе стороны были такие «Степаны». Такой уж хитрый социокультурный код.

Может быть, это не тувинцы были озадачены странным поведением «соседей», которые начали убивать друг друга, может быть это нам надо задуматься о том, как жить, и нужны ли губительные противостояния вообще?

И все-таки, главное «что хотел сказать автор» - надо в любом положении оставаться людьми. Даже в самой запутанной ситуации, когда непонятно, что делать, надо просто уважать друг друга, стараться понять друг друга.

Фильм уже получил две награды: «Лучший фильм жюри прессы» на XIV Чебоксарском международном кинофестивале, посвященный этническому и региональному кино и «Лучший режиссёр» на XIV международном кинофестивале «Восток и Запад. Классика и авангард» в Оренбурге.

Но на него (и на спектакль!) стоит сходить не из-за наград, а другой причине: понять, что хотел сказать автор именно тебе.

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда" №62 от 17 ноября 2021 года.