Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Читал ли французский король Людовик IX Святой о Туве?

Выбор редакции
8 февраля 2023
70

Если он одолел книгу, которую ему подарил францисканский монах, то читал. Это было 770 лет назад. А еще мы нынче можем отмечать юбилей двух других книг о Туве (обеим по 120 лет), юбилей поселка (не забудьте поздравить тоорахемцев!) и юбилей золотопромышленности.

Особенный год - 1903

120 лет назад, в 1903 году в Казани вышла книга известного тюрколога Н. Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня».

И тоже 120 лет назад, но уже в Санкт-Петербурге вышла книга первого исследователя флоры Тувы П. Н. Крылова «Путевые заметки об Урянхайской земле».

Может быть, 1903 год был каким-то особенным для науки? Ведь именно в этом году исследователь-путешественник Г. Е. Грумм-Гржимайло приехал в Туву, в ходе экспедиции собрал огромный материал по истории, географии, этнографии.

Юбиляр – Тоора-Хем

Летоисчисление основания поселка Тоора-Хем начинается с 1893 года, когда впервые у слияния рек Енисея и Тоора-Хем обосновались богатые купцы Г. П. Сафьянов и Кокузе. Они и построили первые дома в будущем поселке. Разводили коней, добывали золото, торговали. Собственно торговля и стала «градообразующим» элементом.

Купцы, конечно, в первую очередь думают о своей выгоде, но Сафьяновы особо не обижали людей. Тоджинцы до сих пор помнят, что Сафьянов отдал дом для школы в Тоора-Хеме, а Скобеев (тоже купец) в Сыстыг-Хеме выделил флигель для первой школы.

В этом году поселок отмечает свой юбилей – 130 лет.

Золото

Золотодобыча – тоже юбиляр.

Сейчас мы можем отмечать 185 лет (1838-1839) со времени открытия минусинским промышленником Колобовым первых двух приисков, Спасского и Никитинского, в верховьях р. Сыстыг-Хем (Тоджинский кожуун), которые положили начало развитию золотопромышленности в Туве.

Несмотря на отдаленность Тувы и отсутствие колесных дорог, связывающих ее с Минусинским уездом, а также на неопределенность пограничного вопроса, золотодобыча быстро возрастала. К 1896 г. работало уже 11 приисков с 500 рабочими. Помимо русских рабочих, прибывших сюда из разных мест Сибири, на приисках работали и тувинцы.

Прииски, основанные Колобовым, были столь богаты, что, как выразился Х. М. Сейфулин, «династия Колобовых продержалась здесь до революции». Хотя вот эти минусинские Колобовы достаточно широко развернулись не только в Туве.

В 1880-е годы золотопромышленник М. Колобов, проживавший в с. Каратузское, купил винокуренный завод в Уждее. Расширил производство, установил новое оборудование… Ежедневно здесь перерабатывали до 500 пудов ржи, из которых производили около 60 тыс. ведер водки. На Минусинский спиртоводочный разливной завод ее продавали по 12 рублей за ведро. Ежедневно доход завода составлял до 6 тыс. рублей.

Производство «огненной воды» всегда было выгодно. Рабочим платили гроши, и это никого не смущало – основную часть рабочих составляли крестьяне-посельщики и административные ссыльные из центральных губерний.

После революции младший сын Колобовых, живший в Париже, дает доверенность на продажу завода за 47 тыс. рублей золотом колчаковским властям.

XIII век – в Европе узнали о Туве

Не все, конечно, но французский король – наверняка.

Давным-давно жил был Гильом де Рубрук. Его звали еще и Виллем (Вильгельм) Рубрук (фр. Guillaume de Rubrouck, нидерл. Willem van Rubroeck). Годы жизни весьма приблизительны, родился около 1220 года и прожив достаточно долго умер примерно в 1293. Это был фламандский монах-францисканец, путешественник.

В 1253-1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам, которых он называет моалами. Автор книги «Путешествие в восточные страны». Его вклад в средневековую географическую литературу сопоставим с вкладом Марко Поло.

Посещение Каракорума было, как кажется, весьма интересно для всех. Монголы развлекались зрелищем босых монахов, а монахи разглядывали город. Этот город, по словам Рубрука, был обнесён земляными стенами, с воротами на каждой из четырёх сторон. Дворец великого хана Мункэ, две мусульманские мечети и один христианский храм составляли главные здания города. Великого хана в это время не было в столице, и Рубрук вместе со своими спутниками отправился в его резиденцию.

Следуя правилу францисканских монахов, они шли босые, причём отморозили себе пальцы на ногах, так как был сильный мороз. Мунк лежал на большом диване, на нём была меховая одежда, блестящая, как шкура тюленя. Вокруг Мункэ-хана сидели на шестах соколы и другие птицы. Послам французского короля были предложены разные напитки: арак, кумыс и мёд. Рубрук провёл несколько недель при дворе Мункэ-хана, встретил там много немецких и французских пленников, которые выделывали оружие, домашнюю утварь.

Потом Рубрук вернулся в Каракорум и там пережидал зиму. А заодно собирал сведения о китайцах, об их нравах, обычаях, о других народах. Мункэ передал послу письмо французскому королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от французов присяги на верность, если они хотят жить с ним в мире. Спутник Рубрука, остался при местной христианской церкви, а Рубрук отправился домой – через Астрахань, Дербент, Нахичевань, Эрзерум и Малую Азию.

Миссия в Каракорум принесла важные географические сведения. В частности – о Китае: «далее находится великая Катайя, жители которой, как я полагаю, в древности назывались серами (seres), ибо от них прибывают самые лучшие шёлковые ткани, называемые по латыни serici». То есть, он был первым человеком, вслух высказавшим предположение, что Катайя (Китай) и Серес были двумя частями одного целого.

Он же первым указал на одну из основных черт рельефа Центральной Азии – наличие Центрально-азиатского нагорья. Именно он первым из европейцев упомянул мантру «Ом мани падме хум». Он описывал и торговлю солью на Дону, и некоторые сведения о маньчжурах…

В дипломатическом отношении путешествие не принесло французскому королю никакой пользы, поскольку в качестве основы для сотрудничества великий хан требовал его формального подчинения.

Но для нас интересно вот что: видный немецкий географ конца XIX века Оскар Пешель назвал труд Рубрука «величайшим географическим шедевром Средневековья», он сообщил интересные сведения о Китае, киргизах (хакасах), урянхайцах (тувинцах) и других народах. Это было в 1253 году – 770 лет назад.

Ирина КАЧАН