Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЧИТАЕТ МАМА, ЧИТАЕТ ПАПА

16 августа 2020
38

Именно с семьи начинается мир для ребенка. А если вдруг в один момент он, в силу сложившейся ситуации, лишается общения со своими родителями, которым назначено наказание в виде лишения свободы? Возникает вопрос: как сохранить и поддержать семейные связи в условиях ресоциализации осужденных.

Для решения этого вопроса Тувинская библиотечная Ассоциация совместно с УФСИН России по Республике Тыва разработала проект «Читает мама, читает папа», который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Как возник проект, и с чего мы начинали? Итак, в одной из исправительных колоний Тувы в 2019 году сотрудники Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ проводили с осужденными литературный час, посвященный 220-летию А. С. Пушкина.

В процессе мероприятия поинтересовались, хотели бы те познакомить со сказками классика своих детей. Практически все ответили положительно. Подводя итоги, заместитель начальника отдела безопасности Чингис Монгуш озвучил библиотекарям идею видеозаписи процесса чтения книг осужденными с последующей передачей диска с записью лично в руки ребенку. Мы подхватили эту идею и за месяц разработали проект, заявку на который в ноябре 2019 года подали на конкурс в Фонд президентских грантов.

Около трех месяцев с волнением ждали объявления результатов. 21 февраля текущего года на электронную почту пришло письмо о победе проекта «Читает мама, читает папа» в числе 9308 тысяч поданных заявок. Так родился наш социальный проект «Читает мама, читает папа». Участники – лица, имеющие несовершеннолетних детей, – осужденные двух исправительных колоний: колонии-поселения (КП-3) и лечебно-исправительного учреждения для осужденных, больных туберкулёзом (ЛИУ-2). Каждому из них принадлежит совокупность личных неимущественных прав и обязанностей по воспитанию детей, для осуществления которых необходимы специальные формы, благодаря которым заключенные смогут оказывать воспитательное воздействие на своих детей.

 Одна из успешных форм контакта родителей с детьми – чтение. Как показывает мировая практика, семейное чтение положительно сказывается как на развитии самих детей, так и на улучшении отношений между родителями и детьми. Реализация проекта позволит осужденным сохранить и укрепить семейные связи. Срок его реализации – один год, с апреля 2020 по апрель 2021 года.

В апреле 2020 года проект стартовал: было отобрано 25 участников, проведено онлайн-анкетирование по выявлению читательских интересов. Методист команды проекта составила памятки «Правила чтения», «Выразительное чтение», с помощью которых родители смогут самостоятельно тренироваться в совершенствовании техники чтения. В июне и июле состоялись занятия по технике выразительного чтения. В связи с распространением в России коронавирусной инфекции и введением карантина на территории республики некоторые занятия прошли в онлайн-режиме.

 На первый взгляд кажется, что читать – легко, но это не так. На начальном занятии педагоги обучили участников правилам чтения. Чтобы получить от этого процесса максимум пользы, мы должны соблюдать определённые правила: читать сидя; расстояние от текста до глаз должно быть 30-40 см; держать книгу под наклоном; во время чтения делать перерывы каждые полчаса и др. Педагог вместе с участниками выполняла гимнастику для глаз, необходимую в паузах во время чтения, так как непрерывное чтение может нанести вред зрению. Следующие занятия были посвящены технике выразительного чтения: участники учились выразительно читать, соблюдая логические ударения, мелодику, паузы, темп, изменяя высоту голоса. Вместе с педагогом вслух читали отрывки из произведения «Слово арата» Салчака Тока, тувинские народные сказки на русском языке «Ленивая сова», «Кот – наставник», а также переведенную на тувинский язык болгарскую сказку «Ажыл кылбас кижи чем чивес» из сборника «Делегей улустарынын тоолдары». Занятия проходят успешно.

Участники проявляют активный интерес к проекту, ведь он дает возможность выполнять родительские функции по воспитанию детей, а также приобщить детей к чтению. За четыре месяца осуществления проекта проделана большая кропотливая работа. Впереди еще несколько месяцев, в ходе которых сплоченная команда будет проводить запланированные мероприятия согласно календарному плану. Мы благодарны за доверие, которое оказал нам Фонд президентских грантов. Будем дальше активно работать и достигать поставленных целей. Дети из разобщенных семей получат возможность слушать литературные произведения классиков и современников в записи своих родителей.

 Радмила ОЮН, руководитель проекта, председатель Общественного совета УФСИН России по РТ, заведующая отделением социально-экономической литературы Национальной библиотеки РТ