Тувинская правда 12+

Четыре района Тувы представили проекты-драйверы развития своих территорий

5 января 2022
48

Данное заслушивание – второе по счету подобное мероприятие, первое прошло в конце ноября. Тогда муниципалам было дано время для более детальной проработки вопроса совместно с кураторами из числа зампредов и министров республики. Доклады районных руководителей заслушала также член Совета Федерации РФ Дина Оюн, сообщает сайт Правительства Тувы.

Еще в начале своего назначения Глава Тувы Владислав Ховалыг обозначил, что выявление и разработка проектов, способных стать локомотивом для развития отдельно взятого района – важный этап в реализации индивидуальной программы социально-экономического развития всей республики. При этом инициаторами таких идей должны быть сами муниципальные власти, которым виднее, что называется, чем «дышит народ». Исходя из этого принципа правительство региона должно дать им возможность самим разработать и защитить приводимые доводы.

Организацией сбора и предварительного отбора проектов занималось Министерство экономического развития и промышленности Тувы. Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва – министр экономического развития и промышленности Менги Кара-оол сообщил, что всего поступило 27 проектов. Из них были отобраны самые реалистичные и жизнеспособные. На сегодня таковыми признано строительство зернохранилища в Суть-Хольском районе, молокоперерабатывающего пункта в Барун-Хемчикском районе, туристического кластера у озера Билелиг в Пий-Хемском районе и автокомплекса по пассажироперевозкам в городе Кызыл.

Представители указанных районов раскрыли детали проектов. Председатель администрации Суть-Хольского района Алдай-Мерген Ховалыг сообщил, что возведение элеватора планируется в селе Суг-Аксы, объект будет предоставлять сельхозпроизводителям района услуги по приемке, обработке, сушке и отгрузке зерна. Будет задействовано 12 рабочих со средней заработной платой в 18000 рублей. СПК «Саян», работающий в сельском хозяйстве района не первый год, готово вложить в проект один миллион собственных средств. В свою очередь, из местного бюджета предусмотрено выделение 225 тысяч рублей. Общая стоимость проекта 18 млн рублей. По словам председателя администрации, район действительно нуждается в подобном производстве. В настоящее время выращиванием зерновых в Сут-Холе занимается 135 хозяйств. Плодородные земли, действующая оросительная система и главное - люди, обладающие знаниями, навыками, опытом и желанием дальше заниматься земледелием. Всё это даёт все предпосылки к его успешному воплощению. В планах района – увеличивать площади посевных, орошаемых угодий, а, значит, и увеличивать объемы урожая, который сейчас хранить негде.

Профильное ведомство – Министерство сельского хозяйства и продовольствия – находит просьбу сут-хольцев практичной и перспективной. С зернохранилищем район сможет выйти на более высокий уровень переработки – начать производство муки собственного помола.

Председатель администрации Пий-Хемского района Кудер Монгуш презентовал проект по строительству туристско-рекреационной зоны на берегу озера Билелиг. По словам Монгуша, уже есть инвесторы, готовые вложиться в проект: ООО «СПЕЦАВТО» и ИП Монгуш и ООО «Эне-Сай Трэвел». Компании намерены строить на предоставленной территории туристические комплексы для семейного и экстремального видов отдыха. Ими представлены разработанные проекты и расчеты. Для начала их реализации необходимо проведение электричества и строительство участка дороги в данную местность. В целом на осуществление задумки пий-хемцев потребуется 27-30 млн рублей.

Министерство культуры и туризма Тувы поддержало предложение Пий-Хемского района, отметив, что создание обозначенной рекреационной зоны будет способствовать увеличению туристского потока и прибыли от данного вида экономической деятельности. Более того, ведомство готово взяться за реализацию проекта, включив его в перечень мероприятий по индивидуальной программе социально-экономического развития региона, в которой предусмотрены средства на развитие туризма.

На строительство автокомплекса в столице Тувы, в который помимо современного автовокзала будут входить боксы для транспорта, ремонтные цехи, кабинеты для медицинского освидетельствования, комнаты отдыха и другие специализированные помещения, а также автозаправочные станции под газовое, дизельное и бензиновое топливо и трехэтажное общежитие для водителей, потребуется 890 млн рублей. Большую часть затрат предполагают возместить федеральными средствами по линии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тувы, а также вложениями инвесторов. Объект предполагают разместить в южной части города, в сторону Эрзина. По словам мэра Кызыла Карима Сагаан-оола, возведение автокомплекса будет разбито по этапам до 2024 года.

Минтранс поддерживает инициативу, тем более что потребность в современной автостанции в региональном центре назрела давно. Да и решение застарелых проблем в работе общественного транспорта не только в Кызыле, но по всей республике требует основательной материальной базы в виде подобного объекта.

Владислав Ховалыг согласился с доводами городских властей и Минтранса и поручил создать рабочую группу для более детальной проработки проекта и его дальнейшей реализации.

Много вопросов вызвал проект по строительству мини-завода по переработке молока в селе Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района. Однако на большинство из них представитель района не дал внятных ответов. Так, министр финансов Орлан Достай поинтересовался, чем будет занято производство в зимнее время года, когда надои существенно сократятся. Кроме этого, в докладе не прозвучало, как предприятие намерено организовать процесс сбора и транспортировки молока от личных подсобных хозяйств в сумонах до пункта в районном центре.

По мнению Члена Совета Федерации РФ Дины Оюн, председателям районных администраций необходимо поработать над технико-экономической составляющей предлагаемых проектов, а для этого им необходимо провести ревизию вверенных им территорий, узнать их сильные и слабые стороны, увидеть перспективу развития.

Владислав Ховалыг акцентировал, что сегодняшний разбор предложений – только начало. Он должен стать уроком для остальных руководителей районов, которые наверняка слушали и учились. Впереди долгие январские выходные, во время которых у представителей местного самоуправления будет время доработать или, возможно, пересмотреть заявки.

Редакция «ТП»