Сегодня я постоянно убеждаюсь, что именно эти качества больше всего необходимы человеку, занимающемуся социальной работой. Социальный педагог – занимает видное место в школьной жизни. Главные аспекты его деятельности – работа с трудновоспитуемыми детьми, с их отношением к учебе, взаимоотношение с родителями.
В школе всё переплелось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство. Школа для детей – второй дом, в котором не только дают знания, но и создают условия для формирования и развития личности. В этом доме радость и слезы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живет своей жизнью, в которой отражаются все процессы, происходящие в обществе. Две центральные фигуры в этом доме – ученик и учитель, которые не могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй помогает и направляет ученика, ведет его к знаниям.
Семьям нынче все труднее воспитывать детей, находить время, силы и необходимые средства для обеспечения растущих потребностей ребенка. В условиях социально-экономического и духовно-нравственного кризиса в стране растет число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И мы, социальные педагоги, первые помощники классных руководителей, обязаны создавать условия для саморазвития учащихся, следить за их отношением к учебе, за кругом общения, за условиями их жизни, содержанием досуга. Мы должны обеспечивать реализацию правовой защиты, решать его социальные проблемы.
Понимание, доброжелательность, любовь к детям и целеустремленность – вот те направления, на которых опирается наша педагогическая философия. Педагогическое кредо социального педагога – это любовь к детям, знания и эрудиция, интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, веселый нрав и хороший вкус. За годы своей деятельности мы начинаем понимать главное: социальному педагогу необходимо научиться любить детей, принимать их такими, какие они есть.
Социальная работа – это призвание. Не только профессия, но и состояние души. Это люди особого душевного склада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь тем, кому трудно. Социальный работник стремится делать все необходимое для того, чтобы дети были счастливы, довольны своей жизнью.
Все мы – и педагоги, и родители должны помнить слова педагога и писателя Антона Макаренко, который утверждал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной». Помочь родителям и классному руководителю правильно воспитывать детей – это задача социального педагога.
Раиса ОНДАР,
Отличник народного образования Российской Федерации, социальный педагог высшей категории.
Фото из архива автора.
"Тувинская парвда" №49 от 22 сентября 2021 года.