На рубеже столетий народ думал и мечтал, что с годами жизнь станет спокойнее и, хотя бы чуточку богаче. Но судьба распорядилась по-своему. Сначала грянула Русско-японская война, а мир после неё продлился совсем не долго. Как гром среди ясного неба на головы людей обрушилась Первая мировая, затем революция, которая плавно перешла в Гражданскую войну. А о всенародном горе, принесённом Великой Отечественной войной, даже говорить не приходится. Пока мужчины воевали, их место за заводскими станками, за тракторами и машинами на колхозных полях заняли женщины. Одной из тех стойких и героических тружениц тыла была и моя бабушка Анна Рощупкина.
Детство счастливым и безоблачным не было
Моя бабушка Анна Куприяновна родилась седьмого ноября 1911 года в селе Мурино, тогда это была Енисейская губерния, а сегодня это Красноярский край. Большая семья жила дружно, размеренно и по-старому – патриархально. Её глава, мой прадед Куприян, был мужиком деловитым, серьёзным и обстоятельным. Всё было ладно и хорошо, пока не объявили мобилизацию на Первую мировую войну. Империалистическая сильно отличалась от военных конфликтов XIX века. В огромном количестве использовались пулемёты, аэропланы, боевые отравляющие вещества, а под конец даже танки появились. Полководцы воюющих держав не сразу разобрались, как умело пользоваться всем этим богатством, а в это время гибли солдаты и младшие офицеры. В одной из многочисленных атак оборвалась жизнь прадедушки, а страшную весть об этом домой принесла казённая похоронка.
Через некоторое время прабабушка вышла замуж за многодетного и зажиточного вдовца. Дел и забот в его доме было непочатый край, но почему-то маленькой Ане там места не нашлось. Мать скрепя сердцем отдала свою дочь «в дети» к дальним родственникам. Они оказались людьми строгими, даже суровыми, но справедливыми. Относились к ребенку с любовью, не обижали и непосильной работой не нагружали. Росла девочка в труде и скромности. Не мало крови крестьянскому сословью попортили военный коммунизм, продразвёрстка и другие не всегда обдуманные шаги власти. Но что поделать, хлеб и другие сельхозпродукты нужны любому политическому строю, ведь на голодный желудок революция не делается.
Перед войной жилось не просто, но весело
Сначала к колхозам люди относились с большим недоверием и не спешили в них вступать. Но желание трудиться и возделывать свою землю пересилило недоверие. Именно в колхозе тогда ещё совсем юная Анна Мукина познакомилась с моим будущим дедом Петром Рощупкиным. Вскоре молодые сыграли скромную, но душевную и веселую деревенскую свадьбу. В 30-е годы ХХ века индустриализация и электрификация широко шагали по территории всего Советского Союза. В сёлах начали появляться невиданные и диковинные вещи. Раньше об электричестве, радио или кино сельские жители слышали лишь краешком уха и воспринимали их, как что-то недостижимое и фантастическое. Правда, фильмы привозили не часто и каждый сеанс становился настоящим событием. На него люди собирались, как на праздник. Надевали всё самое дорогое, модное и красивое. Особенно ценились вещи, сшитые на больших городских фабриках и комбинатах, их называли «покупными» и очень ими дорожили. Да и с продовольствием во второй половине 30-х годов становилось лучше. Бабушка Аня рассказывала, что им в сельпо даже медвежатину, тушки дикой птицы и консервированные дикоросы из благодатных сибирских лесов иногда завозили. Люди уже настроились на светлое и счастливое будущее, но все надежды перечеркнуло сообщение о начале Великой Отечественной войны.
Немца шапками не закидаешь
В конце 1941 года моего дедушку Петра Савельевича призвали в Красную Армию. Ему тогда уже было 37 лет. Он спокойный, рассудительный мужчина с тремя детьми, а не какой-то юнец. Перед отправкой в войска на железнодорожной станции молодые люди, конечно же, пытались взбодрить себя, храбрились, как мантру повторяли довоенную доктрину РККА: «Вот скоро погоним врага, будем бить его малой кровью и на его территории». Но люди постарше и особенно старики, прошедшие Империалистическую войну, сидели с краешка, курили самокрутки с самосадом или махоркой и авторитетно заявляли вполголоса: «Германец вояка серьёзный, атаковать и обороняться умеет. Да и техники у него всегда много было. Тяжело будет с ним воевать. Немца шапками не закидаешь». Эту горькую правду старались не доносить до молодых, со временем они сами всё поймут, закалятся и станут солдатами. Вскоре воинский эшелон медленно увозил бойцов в неизвестность. Некоторые из них вернутся с войны героями, на их гимнастёрках будут гордо сиять боевые ордена и медали. Но многих из этих ребят ждала неминуемая смерть, если повезет, то братская могила на родной земле, а если нет, то захоронение на чужбине. Но это будет потом, а пока поезд скрывался за горизонт, оставляя позади мирную жизнь.
Есть фронт боевой, а есть и трудовой
Мужчины ушли на войну. По всей стране в городах, посёлках и деревнях оставались женщины, дети, подростки, инвалиды и древние старцы. Много работы было сделано именно женскими руками, а на селе и подавно, надолго установилось бабье царство. Бабушка Аня трудилась в поле, ухаживала за животными или домашней птицей. Иногда трудовой день длился 12, 15, а в самые тяжелые периоды войны бывало, что и до 18 часов доходил. Всем было не просто, бригадир или председатель колхоза, как мог подбадривал валящихся с ног от усталости работниц: «Бабоньки… Милые… Надо... Ваши отцы, мужья и сыновья немца бьют. Им помощь нужна, а без хлебушка воевать тяжко». Такая поддержка помогала, когда звучала из уст заслуженных мужиков – солдат Империалистической или партизан Гражданской войны. Людей, которые из-за возраста или ранений уже не могли воевать, но умели грамотно и эффективно руководить. Но женщин раздражало, когда такие речи произносили абсолютно здоровые и молодые мужики. Это были карьеристы, они прятались за женские юбки и всеми силами старались избежать мобилизации.
В те времена иметь в своём подсобном хозяйстве корову считалось особой роскошью. Это как сейчас владеть дорогущей машиной представительского класса или даже частным вертолётом. Семья Рощупкиных всегда была в числе ударников социалистического труда, да и почти многодетной. Бабушка воспитывала двух дочерей - Августу, Альбину и сына Валерия. Так что корова-кормилица им полагалась. У многих односельчан не хватало сил заботиться о домашней скотине, и они забивали её на мясо. Но баба Аня решила, что так не пойдёт. По ночам косила сено на дальних полях, несла его на плечах домой, так и создавала запасы корма. А благодарная коровка взамен на заботу давала для деток молочко. А с раннего утра вновь надо было идти на непосильную колхозную работу.
Вернулся солдат с победой домой
Военные годы тянулись долго, даже на завершающем этапе войны работы в крестьянских хозяйствах не убавлялось. Счастьем и ликованием встретил многонациональный народ СССР победу над Гитлеровской Германией 9 мая 1945 года. С большим нетерпением семьи ждали своих защитников и кормильцев дома. Моему деду, старшине-артиллеристу Петру Рощупкину, сразу домой вернуться не удалось. Он начал войну со Сталинградской битвы, прошел множество фронтовых дорог и участвовал в штурме столицы Третьего Рейха. После взятия Берлина у дедушки от недоедания и плохого питания открылась язва и ему удалили 3/4 желудка. Хорошо, что письма не потерялись в пути и его супруга Анна Куприяновна знала, что её красноармеец в госпитале и после выздоровления обязательно вернётся на Родину. Встречали дедушку всей деревней, звучали песни под гармошку, а его угощали пирогами, самогоном и табаком. Из-за потерянного здоровья фронтовик не мог пить, немного пригубит из стакана и всё на этом. Сначала люди обижались, дескать: «Не уважаешь ты нас Пётр»! Но быстро всё поняли и перестали предлагать ему спиртное. Уже через несколько дней дедушка вышел на работу. Разорённой войной стране был нужен хлеб, молоко, масло, сметана и другие продукты.
Шли годы. В семье родилось ещё три дочки: Галина, Людмила и моя мама Светлана. С каждым годом здоровья дедушки Пети лишь ухудшалось, а 29 августа 1972 года его не стало. Эхо войны и старые раны всё же одолели ещё далеко не старого солдата. После этого бабушка стала главой большой семьи, благо, что почти все дети были взрослые и при образовании.
Наш второй дом – это Тува
После окончания учебных заведений почти всех молодых специалистов Рощупкиных распределили на работу в Тувинскую АССР. А остальные приехали чуть позже. В середине 70-х годов из деревни к своим детям приехала и Анна Куприяновна. В то время она уже была на пенсии, за трудовые подвиги у неё было много медалей, почётных грамот и благодарностей. Но больше всего она дорожила медалями Материнства I и II степени, которыми её наградила страна. Бабушка с большим удовольствием нянчила и воспитывала внуков, сначала делилась своей добротой, а потом и житейской мудростью. Всегда смотрела на жизнь с оптимизмом и никому не делала плохо. Мы считали её вечной, но, к сожалению, таких людей, не бывает. Наша замечательная бабушка, скромная, но великая труженица тыла умерла в июне 1989 года. Для нас она на веки останется образцом спокойной, трудолюбивой, выдающейся русской женщиной.
Кирилл САМОХВАЛОВ
Фото из семейного архива СМОХВАЛОВЫХ
"Тувинская правда" №16 от 1 мая 2021 года.