Тувинская правда 12+

БЫЛИ ГЕРОЯМИ ВОЙНЫ, СТАЛИ ГЕРОЯМИ ТРУДА

10 июня 2020
54

Родине нужны были работящие, ответственные и умелые кадры, помимо строителей, ещё и агрономы, сталевары, инженеры, колхозники, да этот список можно был бы продолжать до бесконечности. Получив назначения в отдалённые и не очень уголки страны, поехали вчерашние фронтовики. В большинстве своём они были людьми уважаемыми, но не только за боевые заслуги, но ещё и за трудовые свершения.

Наш земляк Виктор Глухов прошел тернистый путь от рядового специалиста до успешного политического деятеля. Сегодня он председатель комитета Верховного Хурала РТ по конституционно-правовой политике и государственному строительству. Жизнь Виктора Григорьевича тесно переплетается с вехами развития республики, становлением и расцветом советской Тувы. Он активно участвовал во всех этих процессах, бок о бок трудился с молодыми (ведь когда человеку около 50 или чуть больше, то приходит вторая молодость), весьма энергичными, полными задора и огня соотечественниками. Его отец Григорий Глухов тоже сполна хлебнул военного лихолетья. Он ушел на фронт в 1941 году, а это время было самым драматичным и сложным.

 

Я – сын фронтовика и трудового человека

– Когда началась война, то моему отцу Григорию Георгиевичу дали направление в училище связи. Получив специальность военного связиста, папа ушел воевать, – начал свой рассказ Виктор Глухов. А дома в Минусинске его ждала моя мама Таисья Ивановна, она трудилась в тылу и растила двоих детей. Тогда было два фронта, один боевой, а второй – трудовой. Вдали от сражений не свистели пули и не рвались снаряды, но мирным людям всё же приходилось несладко. Ведь сельское хозяйство, промышленность и другие сферы экономики на четыре года крепко встали на военные рельсы. Многочасовые смены на заводах, работа без выходных и отпусков вскоре стали чем-то обыденным и привычным. В это время отец в составе первого Украинского фронта громил врага, освобождал от фашистов Киев, потом воевал в Румынии. Есть такое заблуждение, что армейским связистам было проще и их служба была безопаснее, чем у пехотинцев, танкистов или лётчиков. Но думаю, что это не так, ведь за период Великой Отечественной более 300 военных связистов стали Героями Советского Союза, а свыше 700 подразделений связи были удостоены государственных наград, в том числе им были присвоены гвардейские наименования. Но всё же песен и кино про связистов спето и снято крайне мало, мне вспоминается лишь фильм «Годен к нестроевой». В нём повествуется о военном пути солдат-обозников и затрагивается жизнь войск связи. В этой картине есть замечательная композиция «Песня связистов», она хорошо отображает службу этих скромных и порой незаметных, но героических бойцов. Эти строки правдиво раскрывают её суть и смысл:

 

Не танк ведём мы в бой за Родину,

Лишь чёрный шнур мы потянем вперёд.

И в гимнастёрке рыжей дырочку для ордена

Связисту вражеская пуля провернёт.

 

Война подходила к концу, стихали её последние канонады, и все были в предвкушении уже близкой мирной жизни. Папа встретил Победу в столице советской Украины, а итогом его боевого пути стали ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За отвагу» и другие боевые награды.

Вернувшись домой в Минусинск, отец стал думать, как налаживать послевоенный быт, где работать и чем кормить семью. Он уже тогда был специалистом высокого класса и горел желанием трудиться по профессии в связи, но уже гражданской, а не военной. И тут ему помог его величество случай, отцу поступило предложение от начальника управления связи Тувинской автономной области товарища Лавреновича. Посоветовавшись с мамой, приняли решение ехать в Туву. Так, в 1946 году семья благополучно переехала в республику бескрайней тайги, голубых рек и озёр.

Папа стал главным связистом Тес-Хемского района, впереди у него было много крайне интересной, сложной и ответственной работы. Многое приходилось ремонтировать, восстанавливать, а ещё большее создавалось и возводилось с нуля. А 7 октября 1949 года в селе Самагалтае на свет появился я, также в Туве родилась ещё одна моя сестра. Мама занималась домашним хозяйством и воспитывала четверых детей, а главным добытчиком в семье был отец. Уже в пятилетнем возрасте я знал, что папа герой войны и гордился им.

Когда я учился в школе, а позже и сам учительствовал, к нам на День Победы приходили ветераны Великой Отечественной – Вера Байлак, Чургуй-оол Хомушку и многие другие. Мы с замиранием сердца слушали и буквально впитывали их фронтовые истории. Такие повествования невозможно было воспринимать с пустым сердцем или закрытой душой. До сих про помню эти рассказы, я благодарен участникам войны за их доброту, правдивость и богатый жизненный опыт, которым они поделились со мной.

 

Здравствуй, флот и морские просторы

– После получения аттестата зрелости поступил в Кызылское училище искусств, а уже со второго курса в 1968 году меня призвали в ВМФ СССР, так я и стал военным моряком, – с ностальгией вспоминает Виктор Григорьевич. – Начинал службу при командующем Тихоокеанским флотом адмирале Николае Амелько, а демобилизовался, когда флотом руководил его преемник адмирал Николай Смирнов. Они оба были участниками Великой Отечественной войны, талантливыми флотоводцами и настоящими морскими волками.

После «учебки» меня определили на большой противолодочный корабль «Одаренный», я быстро влился в его дружную команду, и служба пошла. В составе эскадры мы дважды пересекали экватор, преодолевали Тихий и Индийский океаны, даже доходили до Африки. Нашей целью было испытание военных кораблей, боевой техники и сопровождение подводных лодок. Нами командовали опытные морские офицеры, например, наш комбриг и замполит были ветеранами ВОВ, мы их уважали и доверяли им, с такими людьми и в огонь, и в воду не страшно идти было.

Я служил в боевой части № 3, занимался обеспечением и обслуживанием минно-торпедного аппарата и реактивно-бомбомётной установки, она предназначена для уничтожения подводных лодок противника и атакующих торпед. Проверкой нашего боевого мастерства и профессионализма стали крупномасштабные военно-морские учения «Океан», которые состоялись в 1970 году и показали блестящую выучку советского ВМФ. За участие в этих маневрах командование приняло решение наградить меня медалью «За воинскую доблесть» и жетоном главкома Тихоокеанским флотом «За дальний поход». Я был счастлив и очень гордился этими достижениями.

Регулярно выходили на боевое дежурство в Японское море, на одном из таких выходов в море обеспечивали слежение и контроль за американским авианосцем «Constellation» и охранявшими его военными кораблями. В те времена шла «холодная война», и вблизи нашего родного «Одаренного» частенько барражировали боевые самолёты США, Великобритании и других стран НАТО. Но у нас даже тени страха не было, ведь мы были советскими военными моряками, за нами стояла огромная сила, а над нами величественно реял флаг ВМФ СССР.

На берег я сошел в 1971 году, уже нерядовым матросом, а старшиной второй статьи. Пришло время уходить на «гражданку» и открывать новую жизненную главу.

 

Время свершений и трудовых побед

– После демобилизации работал учителем рисования и черчения в школе № 2 города Чадана, а позже и военруком. Одним из моих коллег был преподаватель труда, ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Бочкарев, – с теплотой отзывается о прошлом Виктор Глухов. – Вроде бы после войны прошли не годы, а даже десятилетия, но зачастую горе от потерь было невозможно преодолеть. У Фёдора Абрамовича была сестра, у которой муж погиб на фронте, а она всю оставшуюся жизнь прожила одна, не могла забыть любимого супруга.

Уже позже, когда я был на посту первого секретаря Тандинского РК ВЛКСМ, то очень тепло общался со вторым секретарем райкома КПСС Николаем Болотовым, а также с другими участниками ВОВ. Мы трудились вместе с Николаем Барахтаевым и Михаилом Тахватулиным. В мирных профессиях фронтовики показали себя умелыми управленцами и ответственными исполнителями. С самого начала они активно включились в работу во всех отраслях экономики, будь то сельское хозяйство или промышленность. Спорили, доказывали свою правоту, приводили неопровержимые факты, не боялись брать на себя ответственность и всегда доводили дела до конца. Работая над тем или иным проектом, ветераны умели «зрить в корень», раскладывали на столах бумаги, чертили графики, мыслили масштабно и стратегически, понимали друг друга с полуслова. Складывалось впечатление, что они не мирные дела решают, а планы военных операций и атак разрабатывают. Но и к молодым они всегда прислушивались, если, конечно же, мы дельные мысли и идеи предлагали. Наши старшие товарищи так говорили: «Ты это дело как следует обмозгуй, продумай, всё разложи по полочкам, а потом реализуй. Главное, не бойся, в случае чего мы тебя обязательно подстрахуем».

Тува в 70-х годах ХХ века развивалась динамично и стремительно, застоя, как сейчас пишут, никакого не было. Всё бурлило, кипело, строилось и возводилось. Но и в ХХI веке не все так безнадежно. С высоты прожитых лет, опыта работы, могу сказать только одно: быть руководителем любого ранга – тяжкая ноша, груз ответственности за судьбы людей, за порученное дело. У депутатов любого уровня или государственного служащего исполнительных органов эта ноша возрастает в разы. Только слепой и злобный человек не хочет видеть сегодня добрых перемен в республике. Видимо, каждому свое...

Я искренне рад, что абсолютное большинство моих земляков, избирателей видят новые дороги, школы, детские сады, многоквартирные дома, спортивные объекты и многое, что меняет облик нашей республики, – поставил точку в своём повествовании Виктор Григорьевич.

Кирилл САМОХВАЛОВ

Фото из семейного архива Виктора ГЛУХОВА

Редакция «ТП»