А вот о шестерых братьях Хомутовых из Турана: Федоре Яковлевиче, Владимире Яковлевиче, Александре Яковлевиче, Леонтии Яковлевиче, тоже воевавших и погибших, кроме двух, Емельяна Яковлевича и Петра Ивановича, знают немногие.
Семья Хомутовых в Туране была одной из самых старожильческих. Федор Хомутов с женой Феклой и пятью ребятишками прибыл в Туран из Томска в 1890 году, об этом свидетельствует именной список жителей Турана за 1895-й год. Его старшему сыну Якову тогда было девять лет, младшему Ивану два годика. Дети выросли, женились, и в 1912 году у Якова родился сын Федор, в 1914 году – Владимир, в 1917– Емельян, в 1919 – Александр, в 1923 –Леонтий. У Ивана в 1914 родился сын Петр. Всем им суждено было стать участниками Великой Отечественной войны.
Один из сыновей Якова, Емельян, еще до войны, отслужив кадровую службу в армии, обосновался в городе Челябинске. Остальные оставались дома, занимались своим хозяйством.
Когда началась война, сначала, в феврале 1942 года, призвали в армию троих: Федора, Владимира и Александра. Все трое были определены в 232 стрелковую дивизию, формировавшуюся в городе Бийске, на Алтае. Уже в конце мая дивизия была на Воронежском фронте, а с 3 июля 1942 года участвовала в оборонительных боях при наступательной операции гитлеровцев, пустивших на этом направлении самые отборные свои части, в том числе элитную танковую бригаду «Великая Германия». В августе 1942 года дивизия продолжала вести оборонительные бои в двадцати километрах севернее Воронежа, захватив и удерживая вплоть до января 1943 года, очень важный плацдарм у деревни Губарево Семилукского района. Три брата Хомутовых все эти дни воевали у одного миномета. В бою за Губаревский плацдарм 14 августа 1943-го года все три брата погибли: их миномет вместе с обслуживающим персоналом накрыло немецким снарядом. Все трое: Федор, Владимир и Александр Хомутовы похоронены вблизи устья реки Ведуга у села Губарево Семилукского района Воронежской области.
Самый младший брат, Леонтий, был призван на полгода позднее старших. Последнее письмо матери, Марии Алексеевне Хомутовой, пришло от него в феврале 1943 года из воинской части № 4001, а затем сообщение о том, что «пропал без вести».
Их двоюродный брат, Петр, сын Ивана Федоровича Хомутова, окончил в Туране школу-семилетку, отслужил кадровую службу в армии, и перед самой войной был направлен на работу в село Владимировку в качестве председателя сельсовета. С началом войны он, как и многие, написал заявление о желании идти на фронт добровольцем, и вскоре был призван. По окончании краткосрочных курсов по подготовке младших командиров был направлен на Волховский фронт, где командовал минометным расчетом. В одном из боев, когда давал команду «Огонь!», прямо в рот залетела пуля, раздробила челюсть и вышла около уха.
Ранение было настолько тяжелым, что мало кто надеялся на хороший исход. Но молодой здоровый организм, закаленный сибирскими морозами, все вынес. После госпиталя Петр Иванович был признан негодным к строевой службе и направлен на поправку здоровья в родные края. Поначалу жил в Кызыле, работал в органах безопасности, затем вернулся в Туран, был председателем райпо, заместителем председателя райисполкома, работал в партийных органах. Умер Петр Васильевич Хомутов в 1980 году, в 66 лет. Похоронен в Туране, где продолжает жить его младший сын, Геннадий Петрович Хомутов, почти полвека проработавший на станции «Скорой помощи» фельдшером.
А из пятерых родных братьев Хомутовых, Яковлевичей, живым вернуться с войны повезло лишь одному – Емельяну. Еще в мирные дни, отслужив в армии, он получил специальность машиниста паровоза, жил и работал в городе Челябинске. И поэтому с начала войны был определен в военно-эксплуатационное отделение Октябрьской железной дороги, находившейся в распоряжении Волховского фронта. Емельян Яковлевич доставлял к осажденному Ленинграду продукты питания, теплушки с людьми, боеприпасы, военную технику. Трудная и опасная была эта работа. Водить составы чаще всего приходилось под огнем, дорогу ежедневно бомбили с воздуха немецкие самолеты. Разбитые составы нужно было поднимать, ремонтировать, и снова в дорогу.
Это и о нем, Емельяне Хомутове, строки стихотворения Николая Асеева:
Над просторами оледенелыми,
Длинный хвост по полям разметав,
пробегают ведомые смелыми
за составом гремящий состав.
Горизонт полыхает пожарами –
не замедли, не сдай, доведи!
Машинистами и кочегарами
Много видано на пути
С продовольствием, танками, пушками,
с эшелонами силы живой,
погромыхивают теплушками
на подмогу страде боевой.
Татьяна ВЕРЕЩАГИНА