Тувинская правда 12+

Большие гастроли. И вновь на сцене – РАМТ!

12 июля 2021
68

Ждали его упорно, с надеждой, задолго до даты гастролей зрители приобретали заветные билеты. И – свершилось! На этой неделе, 6 и 7 июля, Российский академический молодежный театр дал два спектакля на главной сцене Тувы, это театральный детектив «Эраст Фандорин». Поездка состоялась благодаря действующей до сих пор программе «Большие гастроли». К нам более 70 человек прибыло.

В рамках «Гастролей» мы уже познакомились с известным коллективом в 2017 году. Это «Сказки на всякий случай» и «Кролик Эдвард». Артисты же сейчас появились к нам из Абакана, привезли только спектакль по произведению Бориса Акунина. Такое завершение театрального сезона.

А как интересно и насыщенно живет РАМТ, мы узнали на небольшой пресс-конференции 6 июля. Ее провели в музее Национального театра РТ, от имени гостей выступали заместитель директора Кирилл Рыбкин и актриса Нелли Уварова, известная всей стране по телевизионной роли Кати Пушкаревой в «Не родись красивой». Галантный директор НТ Станислав Ириль преподнес ей роскошный букет цветов. Гости в долгу не остались: вручили ему и главному режиссеру Марине Идам огромную книгу-альбом и памятные медали в бархатных «кошельках» в честь 100-летия театра, чем вызвали неподдельный восторг хозяев.

Оказывается, в этом году век Центральному детскому театру (так назывался РАМТ, когда его возглавила 17-летняя легендарная Наталия Сац). И 13 июля в 13 часов намечена презентация в Москве роскошного фолианта (готовили к печати целый год) «ЦДТ-РАМТ. 100 лет – 100 событий». Так что мы раньше столичных театралов познакомились с новинкой. И как заметил, не без гордости, Кирилл Сергеевич, уже больше 100 памятных дел удалось совершить. Труппа выйдет из отпуска 22 августа, пойдут плотные репетиции   юбилейной программы, а само торжество намечено на 4 и 5 сентября, это начало нового сезона. Кто будет в Москве – могут попытаться попасть на уникальное представление.  

В этом году художественный руководитель театра (последние 40 лет) народный артист России Алексей Бородин отметил 80-летие. В честь такой солидной даты в тайне от юбиляра коллектив подготовил книгу «Алексей Бородин: из вчера в завтра», которую написала театровед Наталья Старосельская. Ее вручили шестого июня в день юбилея мэтру на торжестве (человек-легенда: родился в Шанхае, учился у самого Юрия Завадского, есть много воспитанников). А зданию РАМТа на Театральной площади – 200 лет. И в честь этой даты выпускают новинку.

Так что у юбиляров очень насыщенная и бурная жизнь, даже в наше непростое время пандемии. Только что побывали на гастролях в Калининграде (долги прошлого года выполняли), два дня дома в Москве и – в Сибирь.

Марина Идам подчеркнула: нас связывают давние контакты, дружба завязалась тогда, когда тувинцы вывозили в столицу «Короля Лира» на «Золотую маску». Именно РАМТ радушно принимал кызылчан. И общение не прерывается по сей день. Марина Каадыр-ооловна восхитилась слаженностью и преданностью сотрудников избранному делу жизни: накануне по земле прибыли из Хакасии – и до двух часов ночи «обустраивали» сцену.

Нелли Владимировна – совсем другая, уже не Катя Пушкарева: короткая стрижка, выкрашенные волосы. Оказывается, эта блондинка – образ в сериале, что снимает сейчас Дарья Полторацкая. Название пока рабочее, гостья не стала его озвучивать, только заметила: современная история по мотивам «Графа Монте-Кристо» А. Дюма. Съемки закончатся в сентябре (у нее обычно так и получается сниматься, летом, между театральными сезонами), надеется, что в мае 2022 зрители увидят новинку, на каком канале – не знает пока. После представлений в Абакане буквально на два дня летала домой. Это чтобы порадовать детей: Ию 10 лет и пятилетнего Игнатия. Самой их увидеть. Их папа Александр Гришин – актер РАМТа, но в «Фандорине» не занят. И хотя был бессонный перелет в Кызыл, где появилась утром шестого, этого не чувствовалось: бодра, энергична, позитивна, общительна. А после встречи с журналистами – еще и репетиция. Такая вот оборотная сторона гастрольной жизни…

Нелли Владимировна с улыбкой вспомнила, как в фойе Ленкома ждала совсем маленькой сестру, та опоздала, ее же не пустили после звонков в зал. А оркестр по сценарию выходил именно из фойе. Музыканты спросили: девочка, что случилось? Нелли рассказала. Те ее пристроили между собой и – провели, даже на сцену. Старалась подыгрывать. На это взирали занятые артисты, в том числе Инна Чурикова, но вида не подали. А чувство радости, восторга, абсолютной авантюры осталось на всю жизнь.

Кирилл Сергеевич раскрыл один секрет: в спектакле заняты местные дети, это тувинские коллеги помогли найти мальчиков 7-8 лет, занимающихся спортом. Могу сказать, дебют с профессионалами получился замечательный, малыши органично смотрелись. Вроде так и было всегда… Здорово! Своеобразная изюминка москвичей.

Попросила прокомментировать «странную» тенденцию выхода неартистов (история с Бузовой) на подмостки. Гости спокойно отвечали: это сиюминутное, пришло – и уйдет. У них в РАМТе такого быть не может! Даже когда приглашают со стороны постановщика и он хочет привести на роль кого-то извне, то руководство не соглашается. Это принципиальная позиция. Должны играть только члены труппы! «Оберегают нас». И это формирует атмосферу в театре.  

Спектакль про Фандорина Б. Акунину понравился. Сказал, «мои минусы в театре превратились в плюсы». История любви в танце – это находка постановщика Алексея Бородина. «Как лихо обошлись». Связи с театром остались, Нелли Уварова заметила: «К нам приходят и – остаются». Б. Акунин специально для РАМТа написал «Инь и Ян. Белая версия», «Инь и Ян. Черная версия». Так же было и с Томом Стоппардом.

Премьера «Эраста Фандорина» прошла 16 мая 2002 года, новая версия появилась 22 марта 2017 года. Нелли Уварова рада, что занята до сих пор в постановке, только играет уже не Лизу, а Амалию Бежецкую.

Для зрителей в фойе выставили стенды по истории театра, специально привезли. Называется «Молодежный на все сто!» Сколько здесь интересной информации! Сергей Прокофьев, Сергей Михалков, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Петр Фоменко, другие имена, кто создавал Историю коллектива. Уникальные фотографии.

А спектакль… Надо видеть самому. Действие идет 3 часа 30 минут. Смотрится на одном вдохе. Динамика сумасшедшая. Пауз нет! Увидела одно знакомое имя по прошлому визиту, это Алексей Мишаков в роли Клауса. Может, кто-то еще второй раз у нас. Не в этом суть.

Нас погрузили в водоворот нешуточных страстей и событий. Конечно, погони и стрельба. Убийства и самоубийства – надо разбираться, что на самом деле. Декорации буквально летали по сцене. Такая быстрая смена сцен, мест, даже стран. Сюжет закручен, динамичен.

Артисты – единое целое, тут именно вместе можно достичь результата. Дышат в унисон – как и играют. Партнеров все чувствуют остро. Его Величество Театр. Что еще можно сказать…  Заворожили. Очаровали. Влюбили в себя. И даже как-то неловко выделять кого-то особо. Да, Фандорин – Михаил Шкловский – замечателен, артист перевоплощается полностью в образ, неповторим и отличен от других Фандориных. И коварная леди Эстер хороша – заслуженная артистка России Наталья Чернявская плетет роль каждую секунду своего появления. Так можно говорить о каждом. Запоминаются «немые» сценки. Самоотдача полная.

Потому в конце – продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Благодарные зрители встают на поклонах артистов.  

Какой нам устроили праздник!

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

Фото Арслана АРАКЧАА

"Тувинская правда" № 26 от 10 июля 2021 года.

Редакция «ТП»