Тувинская правда 12+

Бойцы из Тувы в далёкой Прибалтике

26 ноября 2021
56

Это был ключевой момент в освобождении города Риги. Но что предшествовало этому? Как развивались действия наших воинских соединений для того, чтобы добиться этого результата? Удар наших армий был нацелен в стык 18-й и 16-й немецких армий. За годы оккупации Прибалтики немцы построили грозные оборонительные укрепления, которые надёжно защищали эти суровые и труднопроходимые северные земли. Помимо этого, враг делал ставку и верил в неприступность естественных преград местности. 

Тернистый путь освободителей

Призывники из Тувы участвовали во многих оборонительных и наступательных операциях Великой Отечественной войны. Эта битва тоже не стала исключением. Советским войскам предстояло пробиться через лесисто-болотистую Лубанскую низменность, изобилующую топями, мелкими водоемами и речушками. Другого пути для наступления не было, именно он открывал дорогу для освобождения Риги от фашистских захватчиков. Лубанская низменность простирается в меридиональном направлении на десятки километров, начинаясь на севере у городов Гулбене, Балвы и достигает реки Даугавы. Ширина её превышает 50 км, почти в самом центре находится озеро Лубанс. Это почти сплошь заболоченная местность с отдельными небольшими возвышенностями и почти отсутствующими дорогами. Сама по себе это крупная естественная преграда на пути к Риге. Из-за обилия болот она исключительно труднопроходима. Поэтому немецкое командование считало ее непроходимым для войск и военной техники. Но всё же для предотвращения её обхода заранее устроило мощные оборонительные полосы на флангах и там, где заболоченная равнина была более или менее проходима. Но войска нашего 2-го Прибалтийского фронта за десять дней в невероятно тяжелых условиях. Солдаты с боями, неся на руках и перетаскивая пулеметы, минометы и даже легкие орудия, осуществляя трудные протяженные обходы по непролазным топям, смогли пройти 50-60 километров. Сплошь и рядом в этих гиблых местах не было ни дорог, ни путей, и наши солдаты прокладывали гати и возводили мосты.

Память о них должна жить…

В период штурма города Мадона, на подступах к нему и после его освобождения погиб целый ряд наших земляков из Тувы. Первый из них – Григорий Игнатьевич Шатохин, 1911 г.р. Он был призван из г. Кызыла. Рядовой. Умер от ран 1 сентября 1944 г. Первоначально похоронен: Латвийская ССР, Мадонский уезд, Вестиенская волость, деревня Верниэки. Ныне захоронен: Латвия, Мадонский уезд, п. Эргли, воинское кладбище. Его супруга Наталья Ивановна Шатохина и его сын Александр Григорьевич Шатохин проживали Кызыле.

Николай Федорович Строк, 1926 г.р., уроженец Кызыла. Он был призван из Кызыла в 1944 г. Рядовой. Автоматчик 5-й мотострелковой бригады 5-го танкового корпуса 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта. Он умер от ран 23 сентября 1944 г. и похоронен: Латвийская ССР, Мадонский район, деревня Весета. Его отец Федор Данилович Строк проживал в Кызыле.

Следующий – Ануфрий Яковлевич Абрамов, 1898 г.р., уроженец с. Горбуново Усть-Коксинского района Алтайского края. Он был призван из Кызыла. Рядовой. 92-й стрелковый полк 37-й стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии. Погиб 10 августа 1944 г. Похоронен: Латвийская ССР, Мадонский уезд, д. Норос. Его супруга Анна Максимовна Абрамова проживала в г. Кызыле.

Александр Антонович Баландин, 1925 г.р., уроженец Красноярского края. Он был призван 5 марта 1943 г. Ермаковским РВК Красноярского края. Гвардии рядовой. 62-й гвардейский стрелковый полк 22-й гвардейской стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии. Был тяжело ранен 16 июля 1944 г. Награжден 14 сентября 1944 г. медалью «За боевые заслуги». Он умер от ран 19 сентября 1944 г. в ОМСБ № 493 и похоронен: Латвийская ССР, Мадонский уезд, п. Эргли, воинское кладбище. Его родной брат Михаил Антонович Баландин проживал в Кызыле.

Павел Трофимович Власов, 1918 г.р. уроженец п. Уюк Пий-Хемского района. Был призван в РККА еще до войны в июне 1940 г. Абаканским ГВК ХАО Красноярского края. Старший сержант. 332-я Ивановская-Полоцкая стрелковая дивизия 4-й Ударной армии 1-го Прибалтийского фронта. Он погиб 17 сентября 1944 г. и похоронен: Латвийская ССР, Мадонский уезд, п. Эргли, воинское кладбище. Его мать Лукерья Яковлевна Бабкина проживала в г. Абакане ХАО Красноярского края.

Константин Дмитриевич Полетаев, 1902 г.р., уроженец Кызылского района. Призван 1 февраля 1942 г. Абаканским ГВК ХАО Красноярского края. Гвардии рядовой. 65-я гвардейская стрелковая дивизия 19-го гвардейского стрелкового корпуса 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта. Он пропал без вести 19 сентября 1944 г. в районе д. Лациншч Виленского уезда Латвийская ССР. Его супруга Мария Ефремовна Полетаева проживала в п. Баян-Кол Кызылского района.

И наконец, Иван Георгиевич Саломатов (Соломатов), 1904 г.р., уроженец Улуг-Хемского района. Он был призван на фронт из Шагонара Улуг-Хемского района 1 апреля 1944 г. Гвардии рядовой. 94-й гвардейский стрелковый полк 30-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии 15-го гвардейского стрелкового корпуса 10-й гвардейской армии. Он погиб 19 июля 1944 г. и похоронен: Латвийская ССР, Мярдинская волость, деревня Якучи. Его мать Нинила Евстратовна Саломатова проживала в посёлке Торгалыг Улуг-Хемского района.

Взятие города Мадона стало прологом к освобождению в последующем столицы Латвии - города Риги. То, что совершили наши войска в ходе Мадонской операции, конечно, по-своему впечатляет: в неимоверно тяжелых условиях они преодолели столь непроходимую местность. Но цена потерь нашей армии была высока и гибель наших земляков из Тувы – свидетельство тому.

Александр САМОЙКИН,

публицист, краевед

Полностью материал читайте в субботнем номере газеты "Тувинская правда" от 27 ноября 2021 года.

Редакция «ТП»