Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ БЫЛ СЛАЩЕ МЁДА

13 марта 2020
26

Завершающий аккорд регионального этапа патриотической акции «Блокадный хлеб» отзвучал 27 января на кызылском Арбате, где собрались юнармейцы, воспитанники Тувинского кадетского корпуса, представители власти и волонтерских организаций, школьники, ветераны боевых действий и военнослужащие 55-й мотострелковой бригады.

«Живой» историей с собравшимися поделился политический и общественный деятель Чимит-Доржу Ондар. Дело в том, что более 60 лет назад Чимит-Доржу Байырович учился в Ленинграде и лично был знаком с уже повзрослевшими «детьми войны»:

– В мои студенческие времена страшных следов блокады уже практически не осталось. Северная столица возродилась, дышала полной грудью и казалось, что наслаждалась беспечной и бесшабашной жизнью. Но это лишь на первый взгляд. Стоило лишь немного погулять по улицам Питера и можно было набрести на надписи на стенах домов. Они предупреждали, какая сторона улицы наиболее безопасна при артиллерийском обстреле или бомбёжке, а рядом с ними иногда были приколочены деревянные щиты. На них горожане наклеивали рукописные объявления о поиске своих родных и близких. Люди оставляли свои адреса или номера телефонов, а иногда судьба делала им царский подарок, и они находили родственников, которых не видели долгие годы. Вот и мой однокурсник уже многие десятилетия ищет свою семью. Во время блокады его ещё совсем мальчишкой эвакуировали в Узбекистан, а домой он вернулся уже после войны и с тех пор не прекращает поисков. Мы с ним недавно созванивались, и он до сих пор не может найти достоверных данных о пропавших родственниках. Я проучился в Ленинграде шесть лет, снабжение продовольствием было уже на высшем уровне. В студенческой столовой нас кормили вкусно, сытно и порции были большие. Но ни разу не видел, чтобы пережившие блокаду не доедали первое, второе или хлеб. Когда супа или жаркого в тарелке становилось совсем немного они его до капельки собирали хлебом и оставляли чистую, сияющую посуду. Ребята и девчата, чьё детство прошло в блокадном городе чем-то отличались от нас. Они были также молоды, любили пошутить, но время от времени в их глазах виднелись тоска, отчаяние и боль утраты, которые они пережили в детстве. Это не смогло их сломить, а лишь закалило и сделало сильными, смелыми и решительными людьми. Горжусь, что мне довелось подружиться с ними, заслужить их доверие и уважение.

Акция «Блокадный хлеб» завершилась раздачей всем желающим тех заветных 125 граммов, которые получали большинство ленинградцев в самые горькие дни войны. Эта мизерная пайка без проблем помещается на ладошку подростка, а на неё приходилось жить и работать целые сутки даже взрослым.

Всего в Туве в ходе акции было выпечено более 700 булок военного хлеба. Конечно же, блокадным он назывался символически. Хотя бы потому, что некоторых из ингредиентов, из которых готовили тесто пекари осажденного города, и днем с огнем не сыщешь, той же, например, обойной муки. Но, несомненно, и вкус, и вид кусочков, которые раздавали в тот день на Арбате, ребятишки запомнят навсегда.

Отрадно, что историю Отечества хорошо знают многие мальчишки и девчонки, но всё же учащиеся военизированных учебных заведений разбираются в ней гораздо лучше, чем их сверстники из общеобразовательных школ. Шестиклассник Аман Чалбаакай из Тувинского кадетского корпуса, иллюстрирует хронику осады города и сопротивления ленинградцев фашистам не только эмоциональными впечатлениями от прочитанного и увиденного в документальных фильмах, но и трагической статистикой блокады:

– Три года назад узнал о блокаде Ленинграда, сначала мне стало очень грустно, а потом я сильно рассердился на врагов. Думаю, что мужчины и воины должны воевать с равными себе, а женщин, детей и стариков трогать нельзя. Ещё меня поразило, что жители города всё время работали, им было тяжело и страшно, но они делали военную технику, оружие и много помогали армии. На уроках мужества нам показывали ролики о блокаде, на них было много худых и голодных людей. Они с трудом передвигались, но не переставали работать и защищать свой город. Я очень удивился, когда узнал, что эти обессилевшие люди сдали 144 тонны крови в помощь фронту. Хочу и дальше изучать историю блокады и подвига ленинградцев.

Много и в деталях о подвиге города на Неве знают представители поколения советского времени. Кызылчанка Ольга Николаевна проходила мимо и случайно стала участницей церемонии закрытия акции «Блокадный хлеб». Она с трепетом приняла от волонтеров символический паёк и информационную брошюру:

– Самыми первыми и яркими впечатлениями от блокады Ленинграда для меня стал просмотр ещё в младших классах почти документального фильма «Жила-была девочка», снятого в осажденном городе в 1944 году. Это было в середине шестидесятых годов ХХ века, мы с друзьями не могли оторвать глаз от экрана, многие тихо плакали. Кино рассказывает о жизни двух подружек Насти и Кати, они помогают взрослым вести тяжелый военный быт, ищут дрова и продовольствие. Но глубоко в душе остаются детьми и в свободное время играют в куклы, «дочки-матери» и поют песенки. Я неоднократно пересматривала эту картину и каждый раз не могла сдержать слёз. Уже в юности впервые посмотрела замечательный фильм «Зелёные цепочки». В его сюжете заложено противостояние НКВД и простых ленинградских мальчишек Мишки и Стёпки коварному немецкому шпиону и его сообщникам. В конце военному, которого талантливо сыграл Павел Луспекаев, и его маленьким помощником всё же удалось выследить неуловимых врагов, которые из ракетницы подавали сигналы фашистским самолётам. С книгами о блокаде я познакомилась уже в 90-ые годы. Однажды шла по городу и увидела, что бабушка продаёт прямо на улице литературу, поношенные вещи и другие не хитрые товары. В те времена зарплату и пенсию могли не платить полгода, а жить на что-то надо было. Купила и «запоем» прочитала все книжки. В основном это были мемуары блокадников и рассказы ребят, переживших осаду Ленинграда. Особенно запало в душу повествование одной женщины, которая решилась спустя много лет поделиться с журналистами воспоминаниями из детства. По-моему, её звали Анна и она рассказывала именно про хлеб времен блокады. Блокадница говорила, что пайку съедали не сразу, а долго рассасывали малюсенькие кусочки во рту и обильно запивали их водой, чтобы было питательнее. Малыши тех лет быстро забыли, что такое сахар и конфеты, да и немудрено, ведь их рацион был крайне скуден. Аня и её друзья считали, что вкуснее, чем блокадный хлеб в мире ничего нет, он был на их взгляд слаще мёда. А многие современные фильмы про блокадный Ленинград мне не нравятся, в них пропала правда жизни. Неловко смотреть, когда щекастые, с плохо загримированным румянцем актёры неубедительно играют блокадников, а им противостоят глупые и трусливые немцы. Историю нельзя переписывать по своей прихоти, прикрываясь художественным вымыслом. Мы знаем, да и молодёжи надо знать, что город Ленина выстоял не благодаря суровой зиме, удаче и везению, его отстояли солдаты, офицеры, простые горожане, в числе которых было много стариков, женщин и детей. Вот они реальные, а порой и безымянные творцы ленинградской победы.

Кирилл САМОХВАЛОВ

Фото Арслана АРАКЧАА