Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

БЕРЕЖЁНОГО БОГ БЕРЕЖЁТ

27 апреля 2020
37

Тут справедливо отметить, что аналогичным образом события развиваются по всей России. Пренебрегая запретами и здравым смыслом, на свой страх и риск и стар и млад стремится на открытый воздух. И это ещё полбеды – нарушителей дисциплины домой загоняют стражи порядка. Делают им предупреждения, выписывают штрафы. Самое страшное и абсолютно не поддающееся никакой логике то, что творится на «базарных» площадках в Интернете. А там находятся такие люди, которые с железной убеждённостью в собственной правоте плетут небылицы о некоем всемирном заговоре, о том, что население планеты болванят и что всё происходящее в мире – не более чем придуманный кем-то грандиозный фейк. Люди, накрутившие себя до крайней степени психического исступления, бросаются в своих рассуждениях из крайности в крайность. И мракобесие это принимает невероятные формы, одна ошеломительнее другой.

Грустно, что многие простые наши сограждане, не привыкшие высказываться публично, но сутками зависающие в чтении комментариев, к этим репликам прислушиваются и сами потом в своих кругах начинают транслировать нечто подобное, не осознавая, к чему это праздное пустословие может привести. А приводит оно к тому, что в нас ослабевает один из базовых инстинктов – инстинкт самосохранения. Мы стремимся на улицу, забываем о средствах защиты, протестуем против разумных мер, принимаемых государством, – в общем, ведём себя крайне безрассудно. Чем это в итоге оборачивается – мы знаем.

В Туве официальная статистика по COVID-19 пока более-менее стабильна. Народ здесь, хоть и испытал на себе ограничительные меры карантина, по сути ещё плохо понимает, что его ждёт в перспективе в том случае, если вирус начнёт активно распространяться по нашей территории. Отсюда – ложное ощущение защищённости и легкомысленное поведение.

Вот кто сегодня отлично понимает, что такое жестокая пандемия и каково жить в горячей точке, так это москвичи. У кого как не у них спрашивать, что же на самом деле происходит в российском эпицентре заражения, как выживают там простые горожане. И – делать выводы для себя.

Яна Краснова – наша землячка, которая несколько лет назад переехала в столицу. Жить. Там, уже освоившейся москвичкой, она и встретила бедствие. Как и многие трудоспособные граждане, даже в это тяжёлое время девушка продолжает ходить на работу.

 

* * *

– Ситуация в городе напряжённая, – рассказывает Яна. – Медицинские учреждения, поликлиники, женские консультации, роддом на районе – всё работает под приём коронавирусных. Выходить на улицу нельзя. Всё в четырёх стенах: работа – дом. Каждый выход – риск, всё пока печально и безрадостно. Когда просвет – неясно.

Помогаем пожилым соседям, покупаем для них лекарства, продукты. Держимся. От работы никто не освобождает, всё на свой страх и риск.

Ходим по пропускам. Дети все по домам воюют с родителями из-за онлайн-обучения. Антисептиков, масок нет в аптеках, протираем всё остатками водки.

Кто-то бодрится и игнорирует запреты, шатается по улицам, кто-то добросовестно всё соблюдает, улицы стали в целом малолюднее, детские площадки обвязаны лентами, в парк или просто погулять – не выйти. Только выживание. Так себе, короче, дела.

Вчера были очереди в метро из-за пропусков, частично – пробки, механизм пока не отлажен. Проверяют сегодня меньше, чтобы не собиралось столпотворения. Все напряжены. Тесты – дорогие, минимум – две тысячи, мало кто их добровольно проходит. Кое-кто всё же делает в частных центрах, но нет гарантии, что не заразишься, когда из такого центра выйдешь. Мест в больницах не хватает, кладут только тяжёлых, остальных, кто обращается сам с незначительными симптомами, записывают и отправляют домой на такси или личном транспорте, и люди дальше живут, в магазин за продуктами ходят – словом, находятся среди других, «здоровых». Всех не отследишь, город большой…

Санитарить привлекают уже всех студентов медучреждений. Костюмы защиты подорожали раз в пять минимум, достать их трудно.

– Яна, есть ли у тебя знакомые, друзья – кто болеет или переболел коронавирусом?

– Заболевших знакомых близких, слава Богу, нет, но есть случаи на работе, знаем только, что есть, а кто и сколько – не говорят. На работе у мужа тоже есть несколько человек.

Ещё, я поняла, вокруг – море невыявленных больных людей, потому как если сам не пожалуешься и не обратишься в больницу, то никто и не узнаёт, что ты болен.

У кого в нетяжёлой форме, мне кажется, так и переносят, как сезонный грипп, сами, без медицинской помощи, лечатся, отлёживаются и живут как обычно в социуме… Словом, не жизнь теперь, а сплошная рулетка.

Если честно, страшно обращаться в больницу. Сейчас даже с ОРЗ или просто кашлем никто старается не жаловаться, «чтобы не загребли», то есть все боятся, что до выяснения положат в общие палаты с коронавирусными, и там окончательно дозаражают.

Организации здесь часто большие, и толком непонятно, сколько реально болеет, а сколько на удалёнку перевели, из разговоров знакомых знаю точно, что больные есть, и под ИВЛ есть, но переносят болезнь все очень по-разному.

Ещё точно знаю, что медицинских учреждений всё больше выделяют под ковид, поскольку те, что есть, не выдерживают. В скорых люди очередями стоят, ждут у приемных покоев. В случаях, когда нет подозрения на ковид, скорые хуже сейчас выезжают: бригад не хватает.

– Обязательная экипировка – маска и перчатки? Штрафуют на улицах?

– Нет, носят по желанию и возможности, тем более на улице на открытом воздухе в маске, считается, ходить необязательно, носить маску необходимо в закрытых помещениях и при непосредственном контакте с людьми. Никто за отсутствие средств защиты не штрафует, тем более что их мало в продаже.

– А у нас 99 процентов населения в масках ходит, на улице все в масках. Шьют из хлопковых тканей. Всюду строгое требование об этом – масочный режим. Получается, это излишняя предосторожность?

– Не могу утверждать точно, но бережёного Бог бережёт. Может, людям так спокойнее, или они много общаются с окружающими на улице? У вас же каждый второй знакомый, остановиться, поговорить надо… Москва – город большой, если ты идёшь выкинуть мусор или в магазин, то на улице проще снять маску, хоть немного кислородом подышать. А в помещении опять надеть. Но это чисто моё мнение. Специального требования по улице нет, есть только рекомендация носить маски при контакте с людьми.

То, что люди у вас проявляют в этом плане сознательность, шьют, носят маски, это хорошо. Тем более что сшитые можно стирать при 60 градусах и дальше носить. Я сама, когда на работе, тоже всегда в маске. В лифте, в магазине… Но случаев штрафов за отсутствие масок ни разу не видела в Москве. Вот за нарушение режима, отсутствие пропусков, праздные шатания – это да.

– Ты наверняка общаешься с нашими земляками, которые живут в Москве – работают, например. Знаю, что студенты тотально возвращаются сейчас домой. А как дела у тех, кто уже не студенты, но живут в Москве? Уехали они или собираются уехать, или настроены оптимистично и намерены пережить пандемию в Москве?

– Да, знаю точно, что студенты уехали домой, а взрослые зависят от личных обстоятельств: работающие никуда не могут деться и работают, остаются на месте. Кто не работает, например, мамы с детьми – они, конечно, уезжают. Всё зависит от семейных и рабочих обстоятельств. Но большинство тех, кого я знаю, живут как жили, работающие крутятся в системе: работа – дом, без всяких развлечений, гуляний и лишних телодвижений. Это надоело, тяжело, но выхода нет, надо терпеть. Самое неприятное – что приходится ходить на работу, не зная, что тебя ждёт за дверями дома.

– Яна, а тебе самой сейчас, если по чесноку, не хочется взять и уехать из Москвы и спрятаться от происходящего в Туве? (Понимаю, что это, наверное, невозможно, но желание такое не посещало?)

– Честно – нет. Чему быть, того не миновать. Можно и тут отсидеться спокойно, а можно и там напороться на опасность, если лазить везде. Тут если бы не походы на работу, то почти бы и не боялась: дома готовить, никуда не ходить – и всё будет нормально.

У меня такие мысли: где сейчас дом, там и надо сидеть, где бы ты не был. От всего не убежишь, просто дружи с головой, соблюдай правила и надейся на лучшее.

Мы даже к родственникам не ездим во Владимирскую область, хотя там спокойно, природа, лес... На дачу друзья зовут, в баню, на шашлыки… Хочется, конечно, из четырёх стен выйти, но… Мы все – потенциальная опасность для окружающих; неизвестно, кто из нас может оказаться бессимптомным носителем. Поэтому сказано сидеть всем по домам, значит, надо сидеть, и нечего туда-сюда.

Время трудное, надо держаться того, что рекомендовано. Была бы своя дача, сидели бы там, хоть на улицу выходить можно было бы… А в чужие дома, даже к близким, мы не ездим: любые контакты надо минимизировать.

– Абсолютно с тобой согласна. Скажи, а к какой перспективе готовятся здравомыслящие москвичи? Все прогнозы, понятное дело, сейчас очень примерны, кто-то говорит, что к лету всё более-менее стабилизируется, другие эксперты (или «эксперты») обещают, что до конца года не стоит ничего планировать... Говорят даже, что возможен ещё более затяжной сценарий.

– Реальных экспертов на самом деле немного, у всех мнения субъективные. Но судя по тому, что статистика роста больных пока только в плюс, конец ещё не скоро. Ещё знаю, что президент велел продлить просроченные карты, водительские удостоверения и другие документы до 15 июня, май мы тоже будем сидеть в режиме ограничений. Наверное. Не берусь что-то прогнозировать. Время покажет.

– Как ты поднимаешь себе настроение?

– Перестала слушать новости. Смотрю «Шерлока Холмса». Играю с мужем в лото. Ну и… работаю, конечно.

– Что бы ты посоветовала сейчас своим землякам, жителям Тувы?

– Наверное, жить дальше, как и раньше, но соблюдая все рекомендации, отложив все несрочные вылазки (отменить все встречи) и ограничивая временно все возможные не жизненно необходимые контакты. Готовьте дома, закупайтесь минимум на неделю, ну и вообще делайте всё, что советуют врачи. Просто надо перетерпеть. В конце концов, это не война. Главное – не падать духом, не нервничать, не искать виноватых, а беречь себя, близких и вообще – оставаться людьми.

Беседовала Виктория КОНДРАШОВА