Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Бедный Айвазовский!

3 октября 2021
121

Однако, давайте посмотрим, что было на самом деле.

«Л» - значит «логика»

Вот что пишут в разных пабликах: «Однажды путешественник Петр Чихачёв в далеком 1842 году, исследуя природные ресурсы Алтая, перешел неизвестный хребет (впоследствии названный в его честь), прошел дальше и увидел крайне живописное место - озеро, что располагалось среди гор.

На картах это место отсутствовало. Увидел он возле озера группу людей, спросил, что за место. Кое-как преодолев языковой барьер, путешественник выяснил, что находится в месте, называемое местным населением Урянхайский край.

В группе с Чихачёвым также присутствовал знаменитый русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Он-то и создал рисунок «Привал в Алашской долине».

Вот этот рисунок: «Привал в Алашской долине» и считается доказательство присутствия Айвазовского в Туве. Интересная логика. А видел ли кто-нибудь другие рисунки, например, иллюстрации к «Незнайке на Луне»? И что? Все сразу подумали, что художник вместе с коротышками летал на Луну?

Просто анекдот

Айвазовский умел, но не слишком любил рисовать людей. В свое время даже анекдот на этот счет был. Мол, Айвазовского обязали сдать в Академию художеств картину на тему Священного Писания. Но он умел и любил рисовать только море. Тогда Айвазовский написал полотно «Переход иудеев через Чермное (Красное) море».

Пришла комиссия и увидела на картине сплошное море. Изображения и самих иудеев, и преследующих их египтян отсутствовало. Не было ни Моисея, ни вообще никого – только море. Художника спросили: «А где же евреи?». «Евреи уже перешли», - ответил он. «А египтяне?» - возмутились члены комиссии. «Они уже утонули», - пояснил Айвазовский.

Ну, не любил он рисовать людей. И даже Пушкина на картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» за него нарисовал Репин. Правда, портреты у него все-таки были. Но, не считая себя отличным портретистом, Иван Константинович брался писать лишь близких ему людей. Известны его портреты бабушки, родителей, жены и брата, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Ну вот и все. А на рисунке с Алашской долиной на первом плане люди. Нет ли здесь противоречия?

И самолетов еще не было…

Кстати, а чем занимался Айвазовский в 1842 году, когда Петр Чихачев перевалил некий хребет, названный позже его именем? Можно посмотреть в любой книге, в любом очерке, в любой исторической справке о жизни художника, где он был в тот или иной год. Биография прописана довольно подробно. 

В июле 1840 года Айвазовский и Василий Штернберг поехали в Рим. По дороге останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем. Побывал на острове св. Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлом.

Жил и работал в Южной Италии. В Сорренто выработал манеру работы, которая позволяла ему писать быстро и много. Там же он написал картину на тему сотворения мира под названием «Хаос». Картину купил папа Григорий XVI. Папа наградил Айвазовского золотой медалью. И Парижская академия художеств наградила его золотой медалью. К нему пришла европейская известность. Тут уже он был у всех на виду.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Действительно у всех на виду. Если бы в то время была авиация, может быть, он и смог бы быстренько слетать в Туву, чтобы потом долго путешествовать на конях, а потом так же быстренько – обратно. Но гражданской, как и иной другой авиации в то время не было.

Осенью 1844 года вернулся в Россию. Но, что характерно, и тут он мигом не отправился в Туву, а стал живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира. Ну, не повезло. В Туву не попал. А Чихачёв – попал. Только он, конечно, не был туристом.

Изучение восточного Алтая

Петр Александрович Чихачёв - географ, геолог и путешественник, родился в семье богатой и знатной. Его отец управлял городом и дворцом в Гатчине. Мать - Анна Федоровна, урожденная Бестужева-Рюмина. Когда Александр Чихачев вышел в отставку, семья переселилась в Царское село. Петр получил домашнее образование, потом поступил в Петербургский университет, ездил за границу для прослушивания лекций.

Недолго побыл на дипломатической службе, но любовь к географии и естествознанию в целом пересилила, и он посвятил себя науке.

В 1842 году участвовал в экспедиции по Алтаю, целью которой было изучение физико-географических условий, географии и геологии этого района. Результаты работы изложены в работе «Путешествие в Восточный Алтай», изданной в Париже в 1845 году («Voyage scientifique dans l’Altaï oriental et les parties adjacentes de la frontière de Chine par Pierre de Tchihatcheff…»).

А главное его достижение – открытие одного из крупнейших в мире каменноугольных бассейнов – Кузнецкого.

Потом он еще много где путешествовал (Малая Азия, Армения, Курдистан…), но нас это сейчас не интересует. Путешествовал и по США. В статье «О пароходстве и озерах Северной Америки» писал: «Россия и Соединенные Штаты – два государства, перед которыми раскрывается наиболее блестящая будущность». В 1869 году женился на внучке лорда Дальгаузи, вице-короля Индии и поселился за границей, жил большею частью во Флоренции.

Итак, книга есть, картина есть. А кто иллюстрировал книгу? Кто же ездил с ним по Кузбассу, по Алтаю?

Первый художник Сибири

А в экспедицию с ним ездил Егор Егорович Мейер (1823-1867) - русский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств. Вот на нем и задержимся, потому что, как кажется, первые картины с изображениями Тувы – это его рук дело. Может, кто-то рисовал и до него. Может, будут какие-то исторические открытия. Но мы пока о них не знаем.

Родился Мейер в Новгороде, «от свободного состояния иностранного негоцианта Мейера и незнакомой особы». Воспитывался в семье Петра Рикорда. В шестнадцать лет стал вольноприходящим учеником Академии художеств в Санкт–Петербурге. И в первый же год обучения получил серебряную медаль.

В восемнадцать лет отправился в экспедицию (1841-1842 гг.) Чихачева по Восточному Алтаю и Западному Саяну «для снятия видов с натуры». За виды из этой экспедиции «Цепь гор Шабарине-Ола с долиной и рекой Олаш в китайской провинции Уло-Тай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы» он в 1843 году получил в Академии художеств серебряную медаль 1-й степени. В 1845 году за картину «Источник, протекающий в лесу» Мейер получил от Академии Художеств звание художника XIV класса и был награждён большой золотой медалью.

Его жизнь была не длинной, но очень насыщенной. На Дальнем Востоке, в Кузбассе, в Иркутске, в Омске чтят его память, организовывают выставки, издают книги и альбомы с его картинами.

«Музыка природы»

Кстати, он ведь тоже писал записки о этом путешествии по Алтаю. И очень поэтические: «Со скал, прорывая облака, катились водопады, которые внизу рассыпались, и в бездне носились облака. Заходящее солнце чудно освещало этот дико-величественный вид. Нет, воображение человека не может представить себе что-нибудь подобное! Сердце замирает, когда слышишь то страшный гул реки, повторяемый множеством эхо, то тихий, жалобный стон водопада.

Это музыка природы! Кто передаст ее?! Где Бетховен, Моцарт? Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок?! Сальватор Роза! Зачем ты не был русским! Ты, может быть, увидел бы Алтай! Может статься, тебе бы удалось передать его, а у меня… у меня кисть выпадает из рук!».

Его биография заслуживает отдельного материала, а сейчас просто приведем еще слова из книги Чихачева, которую можно найти в интернете: «Рисунок 12 изображает группу алтайцев и тувинцев, сидящих на корточках вблизи наших палаток, как они имели обыкновение делать. Художник имел полную возможность делать наброски, так что все эти люди рисованы с натуры, и на этюде этом изображены портреты живых людей». Ну а делать наброски мог только Мейер, именно он был в экспедиции.

И обозначение «тувинцы», которого тогда не было, и современная орфография не должны смущать, потому что книга была переиздана в Москве в 1974 году.

А Айвазовский… Ну да, один из рисунков ведь подписан им. Ну, тут трудно что-то сказать наверняка. Может быть, во время подготовки своих трудов к печати, Чихачев (а с его средствами и связями это было нетрудно) предложил Ивану Константиновичу, так сказать, «пройтись рукой мастера» по этюду? Тот портретами в общем-то не занимался, но, согласитесь, книга хотя бы с одним рисунком знаменитого художника имеет гораздо больше шансов быть замеченной!

Ну, как-то так.

Ирина КАЧАН

Фото из открытых источников

"Тувинская правда" № 50 от 2 октября 2021 года.