«Малые Корелы»: погружение в прошлое
Расстояние от Кызыла до Архангельска по воздуху более трёх тысяч, а на машине без малого пять тысяч километров. Пол России надо пролететь или проехать. Далеко? По расстоянию – может быть, но так близко по общности взглядов, гостеприимству. Вот такие мы, россияне. Мы рады гостям в Туве, а нас с широкой душою принимают в далеком русском Севере.
Попадая в «Малые Корелы», мгновенно переносишься на 100 или даже 300 лет назад, тогда и происходит полное погружение в прошлое: в уклад жизни, традиции повседневный быт северян.
Избушка ль это на курьих ножках?
В «Малых Корелах» целых восемь ветряных мельниц, а одна из них даже действующая, можно посмотреть, как зерно превращается в муку. В этом процессе главный специалист, конечно же мельник. Стереотипы рисуют его как богато одетого, толстенного мужика с огромным брюхом, реденькой бородкой, высокомерным и надменным взглядом. На самом же деле мельник и его помощники были похожи не на упитанных и холёных лежебок, а скорее на сборную команду тяжелоатлетов. И не удивительно, их труд нельзя назвать лёгким, а от постоянной физической работы и нагрузки на все группы мышц, человек постепенно становился культуристом и притом без всякого фитнес-клуба.
Подразделяются музейные мельницы на «Шатровки» и «Столбовки». Технологию производства «Шатровок» в XVIII веке привез из Голландии император-мастеровой Пётр Великий, она быстро прижилась и укоренилась в России. А «Столбовка» это более ранний вариант русской мельницы. Издали, да ещё и в туманный пасмурный день она здорово напоминает жилище бабы Яги – избушку на курьих ножках.
Там на неведомых дорожках: усадьбы, церковь и дома
Иду по извилистым тропинкам и удивляюсь на каждом шагу!
Вот построенная без единого гвоздя церковь Вознесения Господня, она была возведена аж в 1669 году. Но не смотря на свой почтенный возраст всё ещё действующая. По православным праздникам приезжает священник и проводит для верующих богослужение. Этот религиозный объект в своё время имел двойное назначение, после воскресной службы сельский староста с высокого и массивного церковного крыльца, как с трибуны, рассказывал односельчанам о том, что происходит в губернии, по стране, зачитывал указы и распоряжения Царя-батюшки. В общем выступал в роли журналиста и ведущего новостей одновременно.
Своим размахом, масштабом и добротностью восхищают жилища, надворные постройки и крестьянские дворы. Дом-двор семьи Поповых больше похож на княжеский терем, чем на избу простолюдина. В его правой части хорошо продуманный, надёжный и тёплых хлев для домашнего скота, чуть выше хранилище для сена, фуража, сельскохозяйственных инструментов и орудий труда. Левая же часть жилая, там богато обставленная горница, место для женщин и не замужних девушек, огромная комната для трапез и труда, где в углу деловито расположилась печка и ещё несколько помещений для проживания большой семьи. Чтобы обеспечивать такое хозяйство работать приходилось много, днём мужчины уходили в поля, на рыбалку или охоту, а женщины в это время хлопотали по дому. После ужина ложиться спать было ещё рано, по тем меркам впереди ждали лёгкие и даже пустяковые занятия. Хозяин удобно устраивался на лавках и вместе с сыновьями плёл лапти или чинил конскую упряжь, женщины обрабатывали лён или пряли. А в это время пяти или шести летние ребята следили чтобы помещение было освещено лучиной. Одна лучинка горит в среднем около пяти минут и на вечер их требовалось великое множество. Дело по их нарубке, заготовке и обслуживанию ложилось на детские плечики.
Кирилл САМОХВАЛОВ.
Фото автора
"Тувинская правда" №83 от 17 октября 2020 года. Продолжение следует.