Рождественский сочельник. Дома все дела переделаны. Телевизор смотреть не хотелось… Знала, что в концертном зале Центра русской культуры фольклорный ансамбль «Октай» готовит для зрителей интересное кукольное представление.
Еще до начала мероприятия в зале слышалось тихое многоголосие — дети в русских народных костюмах пели рождественские песни, колядки … В зале было много молодежи, родителей с детьми.
Ровно в час, прозвенев колокольчиком три раза, руководитель коллектива Надежда Пономарева поздравила всех с Новом годом и Рождеством Христовым:
– Сегодня, в канун Рождества, в Сочельник мы вам покажем вертепное представление «Смерть царя Ирода», которое подготовили ребята из «Октая». Есть старинная русская традиция — под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. У фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. В храмах мастерят вертепы из еловых веток — своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.
Вертеп в переводе со старославянского – пещера. Так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос. В России (особенно в XVIII – XIX веках) были популярны вертепы театральные – короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, в которых и разыгрывался спектакль.
Устройство вертепа очень интересно: в живописно украшенном изнутри помещении есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода.
Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангелы, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, солдаты, черт. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.
Дети с большим интересом смотрят на сцену. В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангелы возвещают о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангелы предупреждают Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа. Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть. Разгневанный Ирод повелевает воинам «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо. Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.
Действия спектакля сопровождают песнопениями «октайцев». Они для представления не менее важны, чем текст, дают точные характеристики героям, насыщают само представление праздником.
Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. Это наглядная иллюстрация библейского сюжета, чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.
Елена КРИВДИК