Он рассказал о непростых шагах по принятию ускоренной программы социально-экономического развития Тувы и планах на её нынешнюю реализацию.
— Александр Владимирович, об этой программе жители республики немало наслышаны. Это результат огромной работы большой команды. Как же все-таки удалось пробить такую программу, которая вышла на государственный уровень и ее поддержал федеральный центр? Это была, наверное, непростая и сложная работа?
— Действительно, разработку и защиту программы можно рассматривать как детективный сериал. Сразу скажу, что федеральная власть всегда сопротивлялась индивидуальному подходу к регионам, потому что, если одному региону разработать программу, то и все другие пожелают того же. И вот уже лет двадцать как не было никаких исключений.
Вспомним 2019 год. Сочинский форум. Министр соцразвития РФ Татьяна Голикова на всю Россию заявляет, что Тува является самым бедным регионом. Глава республики успевает сориентироваться. И весною, когда в Красноярске проходила Универсиада, встречается с премьер-министром Российской Федерации (на тот момент) Дмитрием Медведевым. «Нас критикуют за то, что мы бедный регион. Мы это объясняем отставанием в социально-экономическом развитии. Республике нужен индивидуальный подход, потому что мы не можем собственными силами вырваться и сделать шаг вперед». Медведев тут же дает поручение, чтобы Тува внесла свои прелдожения. Буквально через неделю нас ждали в Москве с вариантом своей программы. Естественно, все предполагали, что мы не справимся за такой короткий период. Справились.
Думали, что будет совещание с руководством аппарата Правительства России, заходим в зал, а там представители всех федеральных министерств, около пятидесяти человек. Настрой у всех был отрицательный, говорилось о том, что Туве не нужно никаких индивидуальных подходов, так как существуют нацпроекты, субсидии. Вот, мол, в рамках этого и барахтайтесь.
И тогда Шолбан Валерьевич очень уверенно и жестко доложил о тех проблемах, которые тормозят развитие региона, в числе которых автодороги, электроснабжение, тарифы. Он парирует высказывания некоторых руководителей, которые были против программы. В конце концов нам было дано поручение уже через неделю провести совещание с руководством министерств и представить доработанный вариант программы.
Пошел круглосуточный режим работы, и, потом уже состоялось то эпохальное совещание под руководством Медведева в Правительстве России. Опять же в формате «один против всех», так как никого из тувинской делегации не пустили на совещание. Но главе удалось защитить программу.
Он еще раз сумел убедительно и настойчиво доложить о необходимости индивидуального подхода к республике, о причинах нашего отставания, которые сформировались, в частности, из-за позднего вхождения в состав СССР, отсутствия индустриальной базы. Премьер-министр поддержал инициативу Шолбана Валерьевича и дал указание, чтобы подобную программу разработали и еще для девяти регионов, у которых такие же проблемы, как и у Тувы. Тем самым эти регионы, в число которых попал и наш сосед Алтай, получили вот такой подарок.
Наверняка все помнят тот федеральный десант, который посетил нашу республику? Вместе с Максимом Орешкиным в Туву прилетел первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов и другие представители ключевых ведомств. Они рассмотрели все наши задумки и разработки и на самом деле, воочию, увидели те проблемы, которые тормозят развитие региона. Это был 2019 год, а в 2020 году произошла полная смена Правительства России.
— Как это повлияло на реализацию программы?
— Мы начали опасаться, что проект может затормозиться. Однако председатель Правительства России Михаил Мишустин сразу же дал поручение доработать и принять программу. Новый министр экономики Максим Решетников тоже активно взялся за процесс, ведь он бывший губернатор и понимает особенности развития регионов. В первой половине 2020 года наша программа была утверждена.
Потом началась пандемия, сменились приоритеты, акценты финансирования тоже поменялись и, честно говоря, снова был риск, что программа застопорится или ее перенесут на следующий год.
Однако нужно отдать должное, что куратор республики и премьер-министр настояли на том, чтобы программа была профинансирована. Во втором полугодии 2020 года были внесены изменения в бюджет и принято решение направить в Туву 1 миллиард рублей.
— Понятно, что экономическое развитие — это и производство, и новые рабочие места. Если смотреть с точки зрения жителей, то они ждут, что же будет построено, что же будет сделано, то есть, что можно посмотреть и потрогать? Что мы ждем от этой программы?
— Помните, с чего изначально все началось? С вопроса бедности. Поэтому главная цель программы — это повышение доходов населения, и, как результат, улучшение качества жизни, в том числе за счет увеличения занятости. Программа — это инструмент решения всех этих проблем.
В программе, конечно же, есть долговременные проекты, в частности, по электроэнергетике и транспортной структуре и так далее. Но главное в том, чтобы люди почувствовали быстрый эффект. Поэтому акцент был сделан на те действующие проекты, которые могут расширяться и дать быстрые результаты. Вот, к примеру, в Туве идет активное строительство, а стройматериалы все привозные. В советские годы был кирпичный завод, завод ЖБИ, которые потом, как говорится, приказали долго жить по объективным и необъективным причинам. Поэтому первое, что нам было необходимо, это железобетон, чтобы строить жилые дома, школы, детские сады. Конкурс выиграло ООО «Восток», у которого есть свой сегмент в дорожном строительстве. Предприятие быстро расширилось и реконструировало свое производство для жилищного строительства и уже работает в этой области. Как результат — новые рабочие места и объем продукции.
Такой же вариант у нас был для производства кирпича, действующее производство —кирпичный завод на правом берегу. Именно владелец этого завода проявил инициативу и реконструировал свое производство, в частности, установил печь и обязался увеличить выпуск с 3 до 10 миллионов кирпичей в год.
Жилищное строительство — очень большой сегмент. У нас половина средств потрачена на проектирование инженерных сетей, с тем, чтобы мы могли нарастить объемы жилищного строительства. Вы знаете, что цены на недвижимость в Туве высокие, потому что мало строим, а мало строим из-за того, что не развиты инженерные сети и мы энергодефицитны. На площадках, которые подготовила республика, можно построить порядка 500 тысяч квадратных метров жилья, когда придут инвесторы. Сейчас у нас строит ООО «Орион». Кстати, новые дома будут сдаваться уже в этом году, соответственно, начнут продаваться квартиры.
— Я правильно поняла, что вы готовите площадки со всей необходимой инженерной инфраструктурой, затем объявляется конкурс и должны прийти инвесторы? То есть без инвесторов сейчас никуда?
— Конечно, все проекты связаны с инвесторами, государство свои средства не тратит. Ведь людям, которые могут строить и у которых есть компетенции, нужны площадки и стройматериалы. У нас получается, что ООО «Восток» обеспечивает стройматериалами и железобетонными перекрытиями, кирпичный завод кирпичами. Если инфраструктура готова, то приходит инвестор и начинает работать. Те, кому требуется жилье, покупают его или использует льготные ипотечные кредиты.
— Несмотря на пандемию, удалось начать восстановительные работы по курорту «Чедер», что тоже входит в программу ускоренного развития республики. Это так?
— Это действительно так. Причем, проект по курорту состоит из двух стадий. Первая — это восстановить все, что было разрушено. И это сделано, уже в текущем году летом порядка 500 человек смогут там отдохнуть. Сейчас там завершается капитальный ремонт и реконструкция, восстанавливается электролиния. Затем пойдет вторая стадия — это уже более углубленная реконструкция. Проект будет продолжаться в течение трех лет. Отмечу, что несмотря на пандемию, нам удается выполнить все, что требуется. Мы освоили все капитальные вложения, реализовываем планы и ни на день не отстаем от графика программы.
Изначально был такой подход, что действующее предприятие или предприниматели, у которых есть компетенция, допустим, в строительстве, могут нарастить объем своего производства. Еще раз отмечу, что это не создание новых проектов, когда все с нуля создается и начинается поиск тех, кто все это будет делать. Берем сильное предприятие, естественно, после участие всех желающих в открытом конкурсе, и, если предприниматель готов вкладывать деньги и расширяться, начинаем с ним работать.
— Какое бы вы еще назвали производство, на котором построена программа?
— У нас большие проекты сельхозсегмента стартуют. Это проект «Марал Тува», направленный на развитие туристического рекреационного комплекса на базе мараловодческого хозяйства, чтобы оно получило туристическую направленность.
Очень важное направление — переработка шерсти.
Наша полугрубая шерсть имеет высокое содержание пуха — 20 процентов, из которого делается кашемир. Он является экспортным продуктом. Это первое направление. Из шерсти делается пряжа, которая может продаваться. Тем более, что уже есть партнер, которые производят одеяла для Миноброны, МЧС. Также планируем, что они эту продукцию будут здесь реализовывать. Очень плотно работаем с теми инвесторами, которые будут этим заниматься. Допустим, есть предприятие в Подмосковье, которое покупает пряжу из Белоруссии, Казахстана. Для него наша шерсть будет импортозамещением. Это второе направление. Причем, перед нами стоит задача не получить сверхдоходы от производства, а увеличить цену шерсти в несколько раз, чтобы наши чабаны получили больший доход.
Есть проект «Овощи Тувы». Здесь все нужно строить в комплексе: теплица, овощехранилище, переработка.
— Четыре года — это много или мало для реализации программы?
— Конечно, мало. Это своего рода первый шаг, который был сделан. Посмотрим, как будет дальше поддерживаться такое комплексное развитие регионов. Кроме того, есть еще вопросы развития электроэнергетики, транспорта. Вот эти сегменты тоже заложены в программе, так как без них мы никак не сможем полноценно развиваться.
— А что насчет железной дороги? Входит ли ее строительство в программу?
— Да, входит. На самом деле это очень гигантский проект, который сейчас находится в очень сложной ситуации. Сами знаете почему, упали цены на металл, на уголь. Все это затормозило проекты металлургов, по цепочке остановлены угольные проекты и, соответственно, проект по железной дороге был приостановлен, но тем не менее мы продолжаем находить инструменты для дальнейшего развития проекта.
— Вопрос не по индивидуальной программе, но хочется спросить. При строительстве Саяно-Шушенской ГЭС было уничтожено очень много пастбищ, был затоплен город Шагонар. Республика получает от этого средства? В советские годы был разговор, что из-за того, что Тува пострадала, будут какие-то послабления в плане снижения тарифов…
— Нет. К большому сожалению, в те годы договор был подписан таким образом, что Туве практически никаких преференций не досталось. Но вопрос с урегулированием тарифов на электроэнергию правительство республики решает сейчас, подключая иные механизмы.
— Александр Владимирович, спасибо за то, что пришли в студию и ответили на вопросы. Думаю, что мы с Вами встретимся еще не раз, потому что программа социально-экономического развития Тувы — это действительно мощный инструмент поднятия экономики нашей республики. Всего Вам хорошего.
— Всего доброго.
Подготовила к печати Юлия САТ
Полностью интервью читайте в субботнем номере "Тувинской правды" от 23 января 2021 года.