К 50-летию Тувинской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР.
В День российской науки, 8 февраля, следовало бы отметить и 50-летие появления в Туве академической науки.История подразделений Академии наук в каждом из регионов России различается – и по времени, и по масштабам. Она имеет свои особенности и в Туве. В XIX-XX веке в Урянхайском крае, затем в Тувинской Народной Республике, и, конечно, после вхождения Тувы в состав СССР проводились научные исследования, создавались научные организации, подчиненные различным ведомствам. Но собственно академический сегмент тувинской науки достаточно молод.
Его первая ячейка – Тувинская экономическая лаборатория появилась в 1975 году. Проведенные сотрудниками лаборатории исследования, рекомендации оказали определенное влияние на формирование долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона.
Мы пообщались с одним из первых сотрудников лаборатории, заслуженным экономистом Республики Тыва Александром Бегзи.
— Александр Донгакович, разрешите поздравить вас с юбилейной датой, к которой вы имеете самое непосредственное отношение. Что же предшествовало созданию экономической лаборатории?— Спасибо за поздравление. История создания этого научного подразделения такова. В 1974 году в Кызыле состоялась конференция по развитию народного хозяйства Тувинской АССР в десятой пятилетке и в перспективе до 1990 г. В ее рекомендации был включён конкретный пункт о необходимости организации в Туве научно-исследовательской лаборатории Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, а в перспективе — самостоятельного научно-исследовательского института.
Идею поддержали руководители республики и директор Института экономики академик Абел Гезевич Аганбегян. В то время у института уже были региональные филиалы в Тюмени, Красноярске, Барнауле, Иркутске, то есть создание нового подразделения вполне вписывалось в политику развития этого научного центра.
Решение Президиума Сибирского отделения было принято 26 сентября 1974, а 11 февраля 1975 г. появился приказ об открытии Тувинской экономической лаборатории в составе двух тематических групп — по исследованию развития и размещения производительных сил Тувы и геолого-экономической оценке минерального сырья. Кстати, у меня в трудовой книжке запись о приеме на работу в лабораторию имеет эту же дату — 11 февраля.
— Кто был в числе тех, первых, специалистов новой научной организации?
— На первых порах в лаборатории начали работу 7 сотрудников - 2 экономиста и 5 геологов. В геологическую группу пришли работники Тувинской геологоразведочной экспедиции. Это кандидаты геолого-минералогических наук Владимир Лебедев, Виктор Зайков, Калин-оол Кужугет, геологи Валентина Гречищева, и Валерий Тюлькин.Экономисты — бывший завсектором экономики Тувинского института языка, литературы и истории Калгажик Ондарович Шактаржик и я. Позже в лабораторию пришли экономисты Галина Балакина, Ирина Безъязыкова, Светлана Монгуш, Лев Урбанаев. В 1979 году из экономической лаборатории выделилась самостоятельная геологическая лаборатория в составе Института геологии и геофизики.
Нам было предоставлено одноэтажное строение в самом центре Кызыла – по улице Ленина, 32а. Сейчас такого адреса в Кызыле нет, и того здания уже нет. Своего рода «историческим событием» было прикрепление у входа вывески нового учреждения, в названии которого было слов больше, чем научных сотрудников — 17 против 7.
— Какими были цели и задачи экономической группы?
— Работы лаборатории стали составной частью темы «Проблемы комплексного развития производительных сил Ангаро-Енисейского региона», над которой работал головной институт.
В то же время руководство республики сразу стало «подтягивать» нас к прикладным вопросам, как подготовка разного рода обоснований, аналитических записок, организации научно-практических конференций. В том числе к подготовке масштабных научно-практических совещаний по развитию производительных сил Тувинской АССР в 1980-х годах. В них участвовали представители и «большой» академической науки, и различных отраслевых проектных институтов, и органов управления СССР и РСФСР. Рекомендации этих конференций потом использовались при формировании планов развития экономики Тувы, учитывались при принятии решений органами управления СССР и РСФСР, поэтому, думаю, были полезны для республики.
— Александр Донгакович, вы ведь стояли и у истоков создания комплексного отдела СО АН СССР на правах института?
— Действительно. В 1985-1986 годах по поручению руководства республики с Калин-оолом Сереевичем Кужугетом мы обошли множество кабинетов и коридоров Госкомитета по науке и технике СССР и Академии наук СССР, доказывая необходимость создания этого отдела. К сожалению, особого понимания и поддержки мы не нашли. Вопрос был решён позже и на другом более высоком уровне. Всё же хочу надеяться, что аргументы, которые мы приводили союзным чиновникам и академическим деятелям, как-то повлияли на подготовку положительного решения. На базе двух лабораторий позже появился Комплексный отдел, а затем и целый институт – Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов. Этот институт в текущем году отметит свой 30-летний юбилей, но это уже другая история.
Оценивая сегодня сам факт создания первой в Туве академической ячейки и вклад ее сотрудников в развитие экономических исследований в республике, скажу следующее. Несмотря на немногочисленный состав, работу без компьютеров и интернета, лаборатория занимала в институте вполне достойное место.
В некоторых источниках даже утверждалось, что «сотрудники лаборатории обосновали строительство железной дороги в Туву». Конечно, это утверждение несколько преувеличенное. Обоснование таких глобальных проектов – задача крупных научных и проектных организаций.Однако, думаю, что, благодаря работе нашей лаборатории, тезис о строительстве дороги нашел своё отражение в научных трудах по развитию Сибири, рекомендациях всесоюзных крупных конференций и т. д. То есть эта идея вошла в научный и управленческий оборот страны, а сегодня постепенно движется к своей реализации, только уже не как дорога в Туву, а как часть так называемого Центрально-Евразийского трансграничного коридора из Сибири через Монголию и Туву в Китай.
— Не секрет, что экономическая лаборатория стала эдаким стартом для дальнейшей роста своих сотрудников.
— Да, это так. Лабораторию по праву можно назвать своего рода назвать кузницей управленческих кадров. Из нее вышли первый директор ТИКОПРа Владимир Ильич Лебедев, министр природных ресурсов Тувы Калин-оол Сереевич Кужугет, два министра экономики республики — Галина Федоровна Балакина и я, руководитель крупного производственного объединения в Бурятии Лев Леонидович Урбанаев. И этот список, думаю, далеко неполный.
Что касается лично меня, то в 1985 году мне поступило предложение перейти на работу в Госплан республики, причем на должность заместителя председателя госкомитета. Так окончилась моя работа в науке, и следующие 40 лет моей жизни связаны с органами госуправления – Госпланом, Госкомитетом по экономике, министерством экономики, позже работал в мэрии Кызыла, сейчас – в Правительстве республики.
— А что вы можете сказать о перспективах развития академической науки в современной Туве? Каким вы видите ее будущее?
— Если из такого слабого ростка, как экономическая лаборатория, после объединения с геологической лабораторией вырос Комплексный отдел СО РАН, а затем и академический институт комплексного освоения природных ресурсов, то на этом останавливаться не стоит. В Туве вполне возможно создание академического подразделения, объединяющего организации естественно-научного и гуманитарного профиля, по типу научных центров, действующих в других регионах России. Эта идея, высказанная давно, пока не реализована, однако вполне осуществима.
У нас в свое время была организация, которая называлась «Тувинский научный центр». По-моему, это название еще ждёт своего часа.Иногда я говорю, что входил в «великолепную семёрку» первых представителей академической науки в Туве. Из той семёрки многих уже нет, а в Туве сейчас я один остался, как последний могиканин и хранитель знаний об истории первой академической ячейки Тувы. Это, конечно, шутка.Ученого, в конечном счете, из меня не вышло, хотя в списке моих печатных трудов больше 100 названий. Более 20 лет проработал на руководящих должностях в экономических органах и теперь считаюсь ветераном Министерства экономики. Ну, как говорится, каждый человек сам кузнец своего счастья или несчастья.
Тем не менее, быть в той или иной мере причастным к появлению в республике академической науки, конечно, приятно.
- Спасибо за интервью.
Юлия САТ.
Фото из архива А.Д.Бегзи
На первом фото Александр Бегзи и нынешний руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.