Тувинская правда 12+

Айбес Олчей – продолжатель традиций Сергея Кочаа

2 апреля 2023
107

В декоративно-прикладном искусстве Тувы большое место занимают художественная обработка металла и ювелирное искусство. Народные мастера-кузнецы (дарганы) повсеместно выполняли произведения по этим видам декоративно-прикладного искусства до вхождения Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза. Лишь после постановлений Совета министров РСФСР от 1972, 1975 годов «О развитии народных художественных промыслов в РСФСР» стали возрождаться традиционные виды народного творчества.

От седла до упряжи

Кроме ювелирных украшений молодой мастер выполняет с бригадой помощников конское снаряжение – от седла до упряжи. Настолько филигранно он делает серебряную оплетку для конской упряжи, кожаных ремешков, что можно только позавидовать тонкому ремеслу ювелирных дел мастера. Он оформлял по эскизам театрального художника, заслуженного работника культуры России Начына Шалыка кокарды для головных уборов известных тувинских борцов хуреша, обозначающих их ранг в табели национального спорта.

Особое место в творчестве молодого ювелира занимают его работы, выполненные в агальматолите и серпентините, оформленные вставками и дополнениями из рога, латуни, серебра. Айбес Олчей, как хороший камнерез, вырезает скульптуры животных (лошади, сарлыка, козерога, кабана, арзылана, медведя, орла и других зверей), также людей (чабана, шамана).

Композиция «Кадарчи» (2017) выполнена в традиционной манере тувинских камнерезов, где фигура чабана – на лошади, в руках человека национальный тувинский инструмент дошпулуур. Туловище лошади вырезано из серпентинита, фигура чабана с дошпулууром выполнена из латуни, также исполнена голова животного вместе с гривой и хвостом. Все настолько гармонично и слитно выглядит, что поражаешься величайшему мастерству народного художника-прикладника. На подставке, на которой стоит лошадь, прикреплены в центре пантера (снежный барс) и две бляшки скачущих лошадей.

Малая скульптура «Буга» (сарлык, 2019) вырезана из черного серпентинита, в типичной манере наших камнерезов, обрисован основной объем туловища животного, вырезаны большие складки шерсти врезными линиями. Только у зверя вместо рогов и глаз вставлены серебряные рога и коралловые зрачки. Таким же образом наши древние предки пользовались этим приемом, чтобы подчеркнуть значимость животного. По верху спины автор применил вставку из растительного орнамента с изящными завитками.

Другой зверь, сказочный «Арзылан» (2019) также вырезан из серпентинита с минимальной орнаментацией линий складок шерсти. Также по примерам старых мастеров арзылан выполнен с поднятым хвостом и длинными ушами. Морду украшает большая разинутая пасть с поднятым носом и громадными глазами, причем рот зверя украшен вставными зубами из кости (возможно, из бивня мамонта). Большие глаза вставлены из цветных камней темно-желтого и черного цветов. Черный серпентинит, по словам Олчея, – это черный сланец из тере-хольского Кунгуртуга, который ему привозят народные умельцы и камнерезы. Он такой же твердый как мрамор, но чуть меньше прожилок, как в серпентините, поэтому имеет спрос у камнерезов и народных мастеров-прикладников.

Дикое животное «Кабан» (2019), выполненное из черного сланца, также по национальным традициям старых ваятелей по камню, туловище вырезано анатомически правильно с соблюдением пропорций. Показаны складки шерсти, обозначенные врезными линиями. Олчей добавил острые клыки из кости и глаза из цветных камней. Вид дикого зверя очень грозный, насупленный, этому вторит поднятый кверху хвостик животного.

Конь из черного рога

Далее рассмотрим новые произведения, которые по-иному раскрывают творческие замыслы художника-прикладника. Он ищет свежие материалы для выполнения задуманных задач, выбирая совершенно не раскрытые свойства рогов сарлыка, совместно с латунью и камнем. В этом он опередил известных камнерезов и художников-прикладников. Так для основного объекта изображения мастер выбирает рог сарлыка, материал, не свойственный для камнерезов. Его композиция «Адыг-ээрен» («Дух медведя», 2018) выполнена из рога сарлыка с подставкой из дерева и бубна, выплавленного в латуни. Фигура медведя стоит на задних лапах, устремлена вверх к небу, передние лапы держат бубен. Медведь словно молит небесное божество о помощи, когда он закончил камлать в бубен, на котором изображен дракон. Возможно, зверь обращается к небесному дракону о его существенной необходимой поддержке.

В другой композиция «Хозяин вершин» (2019) фигура козерога вырезана из рога сарлыка с добавлением вставленных серебряных рогов. Туловище козерога словно парит над металлическими облаками, выполненных в виде растительных завитушек, его взгляд устремлен в небо, как бы спрашивая у высших сил, можно ли мне дальше быть хозяином вершин. Под облаками видна черная скала в виде подставки, на которой изображены петроглифы, обозначающие горных козлов, выбитых древними людьми. Композиция носит высокохудожественный уровень обработки скульптуры.

В следующей композиции «Общение» («Харылзаа», 2019), вылитой из латуни, автор изображает задумчивого шамана, сидящего возле ритуального костра. Подставкой служит серпентинит, на котором выбиты петроглифы личин шаманов, горного козла и лошади, которые служат предметом общения между шаманом и рисунками их масок, выбитыми древними людьми на святом месте.

Замечательной композицией его творчества является «Эзир-кара» («Черный орел», 2017), это прозвище было дано легендарному черному коню в Эрзинском районе, когда молодой жеребец постоянно выиграл конные скачки, в 1930-е годы его репрессировали и расстреляли, как сообщника врага народа.

Автор изобразил коня из черного рога сарлыка, придав очертания животного, стремительно летящего в беге, по скорости не уступающем орлу, изображение которого видно на боку молодого коня. Здесь мы видим тонкую обработку рога сарлыка, под копытами лошади изображена взвившаяся пыль в виде растительного орнамента с завитками. Под фигурой коня видны извивающиеся кучевые облака, будто черный конь как орел летит над ними вперед к славе. На деревянной подставке прикреплены серебряные бляшки в виде кошачьих хищников и пантеры (снежного барса), на торцовой стороне подставки виден миниатюрный замок для соединения колчана (горита) с наплечным ремнем из скифского кургана Аржаан-2. На мой взгляд, это лишние предметы, они мешают восприятию композиции в целом.

Таким образом, Айбес Олчей является продолжателем новых веяний в тувинском ювелирном деле, художественной обработке металла и резьбе по камню, которые заложил в своем творчестве замечательный народный мастер, художник-прикладник, ювелир Сергея Кочаа. У него накопилось много замечательных произведений ювелирного искусства, тувинских музыкальных инструментов, конского седла и малой пластики, что очевидно требует его персональной выставки в Национальном музее РТ, об этом неоднократно говорил с ним директор музея Каадыр-оол Бичелдей.

Видно, что молодой автор стремится создать новое направление в этих видах, привнеся сочетание серебряных вкладок, украшений к старым традиционным решениям народного творчества тувинских народных мастеров в декоративно-прикладном искусстве. Искусство Айбеса Олчея – это новое направление в ювелирном, камнерезном искусстве, это изящно и филигранно выполненные музыкальные инструменты и конское снаряжение.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры России.

Фото из архива автора

Редакция «ТП»