Первоначальный заголовок звучал примерно так: «Айбес Олчей – продолжатель древних традиций, который может стать начинателем», но получилось как-то длинно. Хотя в большей степени отражал бы суть материала. И отражал бы то, что представлено на персональной выставке, которая открылась с Национальном музее РТ.
Народное творчество и высокое искусство
На открытии выставки много говорили именно о том, что Айбес Олчей продолжает древние традиции искусства. Некоторые выступающие даже использовали выражение «народные промыслы». Ну вот с этим никак нельзя согласиться, потому что творчество Айбеса Олчея относится к народным промыслам в той же степени, как «Трепак» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» относится к народной музыке. И в той же степени, как исполнение этого танца артистами балета относится к народным пляскам.
Да, все вроде бы похоже, но любой сразу увидит, что это – нечто другое. Вот так же и, допустим, фигурки из агальматолита. Да – тот же самый агальматолит. И да, те же животные: козочки, быки, кони... Но они – другие. Впрочем, и народное искусство – оно ведь не безликое. Любую народную песню написал кто-то конкретный, а не весь народ хором. Какой была песня в самом начале? Может быть более искусной, а может быть и нет. Может быть ее потом обработали другие поколения, «обкатали», она стала больше отражать народные тенденции.
Наглядный пример – скифская пектораль
Вот конкретный пример. Лет пять назад Айбес Олчей делал относительно несложную работу – гальванопластику знаменитой пекторали, найденной в кургане Аржаан-2. Кстати, может кто-нибудь не заметил, но на ней изображены не только летящие олени. Там есть и хищники – кто-то из породы кошачьих, может быть барсы, их легко определить по более длинным хвостам и отсутствию рогов. Но в «завихрениях» воздуха трудно разглядеть. Некоторых животных на той же пекторали Айбес определил как кабанов, но это надо приглядываться.
В прошлом году Константин Чугунов нашел другую пектораль, которая кажется такой-же только издали. Она сделана грубее, более прозаично, что ли. Менее символично. Но это – более позднее изделие. Можно предположить, что была такая школа, и именно в Туве, в других местах похожих пекторалей просто не было. Первый мастер сделал произведение искусства. А потом это стало «народным промыслом».
В творчестве Айбеса Олчея есть некоторая двойственность – он на основе традиционных народных изделий может делать произведения искусства. А его нынешние наработки когда-нибудь могут стать основой народных промыслов. То есть, мы пока можем только надеяться, что станут. Нельзя это утверждать с полной уверенностью.
Учитель и своя школа
На открытии выставки говорили, что якутские мастера, у которых он учился, теперь учатся у него. А его главный учитель – Александр Манжурьев – считает, что у Олчея уже должна быть своя школа.
Своя школа? Ну да, пора. Вот только, как кажется, Айбес Олчей пока к этому не совсем готов. То есть, конечно – готов, и конечно – пора. Но если пока не знает, как к этому подступить – не готов. Обучать приемам ювелирного искусства он может, но вот как организовать все это? И будут ли готовы ученики к такой тонкой работе? Вопросов много. Рано или поздно – все «утрясется». Особенно, если вспомнить другого учителя. У которого, может, и нет своей школы, но который создал изумительных творцов.
Айбес Олчей родился в селе Барлык (Барун-Хемчик). Первое представление об искусстве он получил от отца, который был художником. А потом стал заниматься в детской школе искусств в Кызыл-Мажалыке у Биче-оола Майны. Биче-оол Майны не просто художник, или камнерез, или музейный работник. Он – подвижник. И творец. Его творенье – это и его ученики. На открытии выставки именно ему были посвящены самые теплые слова. Это ему Олчей преподнес кадак и народную безрукавку. Биче-оол Майны поистине был героем выставки, как и сам Айбес Олчей.
И вот интересная деталь. Среди экспонатов выставки были кокарды и бляхи для борцов разного ранга. Эскизы разработаны Начыном Шалыком - другим учеником Биче-оола Майны.
На стыке
Результат такого общего творчества не может не удивлять. С одной стороны, видны символизм, некоторая нарочитая брутальность (вызванная тематикой) Начына Шалыка. С другой – элегантная проработка Айбеса Олчея. Но где тут Биче-оол Майны? Вот в этих конкретных работах его не видно. Тут его влияние проявилось только в том, что он когда-то привил мальчишкам, будущим художникам, общее понимание искусства, научил смотреть и видеть.
На стыке такого творческого содружества появляются удивительные вещи. Еще более интересные появляются на стыке народных традиций, находок древних предметов, то есть еще более древних традиций и современного представления о прекрасном. Если добавить сюда многолетний беспрестанный труд, то станет понятно и появление, и происхождение уникальных предметов искусства, которые находятся сейчас на выставке в Национальном музее.
Обратите внимание, например, на медведя. Точнее на «Адыг-ээрен» («Дух медведя»), эта фигурка сделана из рога сарлыка, подставка – из дерева, бубен из латуни. Его (или почти его) мы уже видели на разных выставках несколько лет назад. Но каждый раз он немного менялся. Автор был не вполне доволен воплощением своей идеи и немного переделывал его. Как кажется, сейчас эта небольшая скульптура уже готова. Хотя, кто знает, и «Шаман» и «Адыг-ээрен» на каком-то этапе могут показаться несовершенными, и работа продолжится.
Не всегда на пользу?
Порой увлечение скифами может показаться чрезмерным или излишним. Это заметил известный искусствовед Александр Хертек. О скульптуре «Эзир-Кара» он пишет: «На деревянной подставке прикреплены серебряные бляшки в виде кошачьих хищников и пантеры (снежного барса), на торцовой стороне подставки виден миниатюрный замок для соединения колчана (горита) с наплечным ремнем из скифского кургана Аржаан-2. На мой взгляд, это лишние предметы, они мешают восприятию композиции в целом».
Много скифских мотивов, например, на серьгах и других небольших изделиях. Но это все объяснимо: большинство работ Айбес Олчей делает на заказ. И если люди хотят для себя (или в качестве сувенира) приобрести нечто с «экзотическими» мотивами, то надо просто дать им такую возможность.
Да, сережки, кольца, другие мелкие предметы Айбес Олчей делает на продажу, делает их много, но не надо думать, что штампует одинаковые предметы. Тем более, что многое – на заказ, а у заказчиков – свои идеи. Например, надо изобразить тамгу Монгушей или еще что-то.
Один его перстень с традиционными для Тувы мотивами в Европе посчитали творением скандинавских ювелиров, сказали, что это – чуть ли не герб какого-то князя-конунга. А обладательницы колец его работы, уверены, что это – копии экспонатов из музея. Хотя, можно проверить – в музее такого нет. И они (не в обиду старым мастерам) более изящны, более тонкая работа. И нет вообще ничего похожего на серьги «Три скифских оленя в беге» (серебро, гравировка). Это – новое «прочтение» скифской темы.
Доступно все
Может быть, Айбес Олчей что-то и не может сделать. Но мы этого не узнаем, потому что все, за что он берется, получается великолепным. Вот, например, упряжь для коня. Он не раз получал награды и на Наадымах, и на Международных конкурсах за такую упряжь. Она – абсолютно традиционна. И в то же время – абсолютно авторская. Почерк мастера скрыть невозможно.
И есть то, в чем его еще никто не превзошел – это в соединении разных материалов: камень и серебро, или латунь. Рог сарлыка, совместно с латунью и камнем. Камень и кость (для зубов «Арзылана»). Агальматолит, серебро и коралл. Эти фантастические сочетания дополнены и фантастическим мастерством.
Может быть, в основание своей школы Айбес Олчей положит именно вот эти поиски сочетаний самых разных материалов и техник обработки их? Или филигранное ювелирное мастерство? Конечно, создать свою школу – это большой труд. И это пока в неопределенном будущем. А в настоящем у нас есть изумительные работы Айбеса Олчея, которые могут стать чьей-то собственностью. Хотя настоящее место для них – музей.
Когда появится школа ювелирного искусства Айбеса Олчея, когда его работы войдут в основную экспозицию музея, никто, конечно, пока сказать не сможет. Но можно точно сказать, что посмотреть его уникальные работы можно в Национальном музее. Выставка продлится до февраля следующего года.
Ирина КАЧАН.
Фото автора